Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

58 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА предлагает несколько академических программ: «Бакалавр приполярного регионоведения» (BCS), в основе которой лежит принцип междисципли­ нарности и нацеленности на исследование феномена Севера; различные программы непрерывного образования, отражающие развитие образова­ ния вне традиционной университетской культуры, а также серию обменных программ, таких как «Север к Северу» («North2North»), «Идем на Север» («Go North») и некоторых др. Таким образом, в рамках данной сети реализуются различные програм­ мы бакалавриата, магистратуры, докторантуры, международного студенче­ ского обмена, обеспечивающие доступ к образованию на основе диалога народов и культурных, образовательных систем в северном пространстве. Весь спектр программ отражает как реальную, так и виртуальную, менее традиционную академическую мобильность студентов. Естественно, что виртуальная академическая мобильность, развивающаяся в рамках воз­ можностей дистанционного образования, оказывается не менее привлека­ тельной для студентов России, так как снимает необходимость в органи­ зации физического перемещения в другую страну. Речь идет о том, что в современном образовании появляется возможность «пересечения» границ виртуальным способом, с помощью дистанционных технологий удаленно­ го доступа на основе Интернета, когда студенты могут получать знания и оцениваться вне реальности наличного присутствия, однако такое «присут­ ствие» ощутимо, оно есть. В эпоху глобализации студенческая среда, имеющая в своем составе преимущественно одну молодежь, должна быть нацелена (внутренне и внешне) на мобильность как одну из форм обучения в вузе, причем обя­ зательную в соответствии с требованиями Болонского процесса. Студент, прошедший через разные формы академической мобильности, предусма­ триваемые Болонским процессом, формируется в пределах разных куль­ турных и образовательных полей, разных социальных систем как личность, способная воспринимать мир иной культуры в его неповторимости и уни­ кальности. Мир родной культуры при этом обретает еще более четкие и контраст­ ные контуры, так как, попадая в образовательное поле другой страны, сту­ дент представляет интерес для своих же сверстников именно как носитель другой (чужой для них) культуры. Данный процесс стоит воспринимать в контексте идеи преодоления национальной самодостаточности. Естествен­ но, что при этом должна измениться и система ценностных ориентаций «мобильного» студента, в которой значимыми моментами становится уме-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz