Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

56 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА фа остановимся на характеристике деятельности Университета Арктики как базовой сети, структурно оформляющей общее движение интернациона­ лизации высшей школы в Баренцевом Евро-Арктическом регионе, а также на анализе отдельных программ этого сетевого объединения, предусма­ тривающих финансирование студенческой академической мобильности и имеющих региональную направленность. Руководствуясь пониманием стратегического значения Арктики, отли­ чающейся уникальными природными условиями и обладающей богатейши­ ми природными ресурсами, Арктический Совет поддержал идею создания Университета Арктики - международной сети университетов, колледжей, научно-исследовательских институтов и центров, целью которых является развитие высшего образования и продвижение научных исследований на Севере78. В идее создания Арктического Университета изначально была за­ ложена модель эффективного регионального взаимодействия, нацеленная на содействие социально-экономическому развитию Арктики и Арктическо­ го региона в целом. Естественно, что наряду с признанием целостности Ар­ ктики, необходимости преодоления различных барьеров между странами (политических, географических, социальных), знаковым моментом данной модели выступает интернационализация высшего школы, позволяющая осуществлять глубинные диалогические построения в образовательном по­ ле. Как подчеркивает Мэри Саймон, бывший посол Канады в Дании, «... на­ ша конечная цель - создать сильный, устойчивый циркумполярный регион, усиливая северян и северные сообщества с помощью образования и обме­ на опытом». Официально Университет Арктики был открыт в июне 2001 г. в г. Ро­ ваниеми (Финляндия). Университет Арктики сегодня - это совместная сеть университетов, колледжей и других организаций, работающих в сфере выс­ шего образования и исследовательской деятельности на Севере, нацелен­ ная на создание устойчивого и постоянно развивающегося приполярного региона. Члены Университета Арктики делятся ресурсами, различными воз­ можностями и опытом с целью создания учебных программ высшего об­ разования, которые отвечают интересам студентов Севера и одновременно являются доступными для них. В состав Университета Арктики, по данным отчета 2009 г., входят бо­ лее 115 членов из различных стран. Россия представлена 36 образова­ тельными структурами. Среди членов данной сети есть малые (такие, как Международный институт бизнес-образования г. Мурманска) и крупные www.uarctic.org

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz