Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.
54 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА 1.4. А кад ем и че ска я мобильность студентов в Баренцевом регионе Модернизация современной российской высшей школы, нацелен ная на повышение доступности, качества и эффективности образования, неразрывно связана с процессом развития академической мобильности студентов. Академическая мобильность студентов, являющаяся одним из приоритетных направлений реализации Болонского процесса, выступает как значимое явление в интеграционных процессах высшего образования в мировом сообществе. Интеграция российских вузов и науки в мировое образовательное пространство требует усиленного внимания к проблеме академической мобильности. Миграция академически ориентированной молодежи - центральное звено мировой системы высшего образования. Количественные показате ли развития академической мобильности студентов очень внушительны: за последние 40 лет прирост количества иностранных студентов во всем мире превысил общие темпы расширения сферы высшего образования. По дан ным ЮНЕСКО, за последние 25 лет международная академическая мобиль ность возросла более чем на 300%71. Многие исследователи считают, что этот процесс будет продолжать набирать обороты, даже если годовой прирост студентов уменьшится. Еще в публикации 2001 г. Л.И. Леденева отмечает, что выходцы из России, примерно 13тыс. чел., получаютобразование по курсам полного или включенно го обучения (от 3 месяцев до одного семестра) вуниверситетах 33 стран, но боль шинство из них (свыше 10 тыс., что составляет около 80%), обучаются в4 странах: США, Германии, Франции и Великобритании72. В2008 г. самыми привлекательны ми для иностранных студентов странами оказались следующие: США (19% всех иностранных студентов); Великобритания (10%); Австралия (7%); Франция (7%), Германия (7%)73.Ссылаясь на американские исследования, М.В. Артамонова кон статирует, что количество российских студентов в зарубежных вузах составляет 26 тыс. чел.74 По данным, приведенным в базовом отчете «Education at Glance 2013»75, в 2011 г. 4,3 млн. студентов вузов были зарегистрированы в раз 71 Бринев H.C., Чуянов Р.А. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования // URL: http: www.prof.msu.ru /publ/omsk/o60.htm " Леденева Л.И. Не потеряет ли Россия своих Платонов и Невтонов? // Мир России. -2003. - № 2. 73 Highlights from Education at Glance 2010 (OECD 2010) URL:http: www.oecd-library.org 74 Артамонова M.B. Реформа высшей школы и Болонский процесс. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика» 2008. - С. 44. 75 OECD (2013), Education at a Glance 2013: OECD Indicators, OECD Publishing // URL :http://static.publico.pt/ DOCS/educacao/educationglance2013.pdf
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz