Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.
ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 41 Предваряя характеристику систем образования, развивающихся в БЕ АР, необходимо отметить, что трансграничье, объединяющее западный и российский сегмент, предполагает сотрудничество на основе здоровой кон куренции двух систем: с одной стороны, российской, с другой - всех осталь ных государств, входящих в состав БЕАР. Безусловно, конкуренция влечет за собой как комплекс преимуществ, так и существенные недостатки. Сегодня происходит сознательный отказ от конкуренции как противостояния, харак терного для советской эпохи, где антиномия «Россия -Запад» воспринима лась как вполне естественная; осуществляется отказ от радикализма, влеку щего за собой те или иные варианты военных действий. Подобный подход, лежащий в основе идеи создания БЕАР, подразумевает акцент именно на образовательных ресурсах в самом широком смысле этого слова, выхо дящем за пределы исключительно идеологического или технологического видов знания, которые оказываются востребованными в ситуации противо стояния государственных систем. Говоря о Финляндии, Швеции и Норвегии, в относительно продолжи тельной перспективе мы сталкиваемся с мирным развитием и сосущество ванием государств. Именно эти страны, отличающиеся низкой плотностью населения, имеют, с точки зрения европейских и общемировых тенденций, развитые и сильные системы общего и высшего профессионального обра зования. Следует особо подчеркнуть, что, объединенные в проекте БЕАР, они конкурируют скорее не со всей российской системой общего и высшего профессионального образования, а фактически с региональными образо вательными моделями Мурманской и Архангельской областей, республик Карелии и Коми. Таким образом, на одном полюсе конкуренции оказыва ется лишь небольшая часть отдельной страны (в данном случае - России), на другом - мощный конгломерат трех стран, обладающих значимым эко номическим и интеллектуальным потенциалом. Именно поэтому, с нашей точки зрения, сегодня важно понимание того, что представляет собой система образования европейских стран, входящих в БЕАР, что представляют собой высшие учебные заведения территорий, входящих в БЕАР, и с какими западными системами вынужденно конкури руют северные вузы России. «В настоящее время в Финляндии работает 15 университетов общей практики и 27 университетов прикладных наук, притом что, согласно офи циальной статистике, население Финляндии насчитывает всего 5,3 млн. чел.»64. Главным органом государственной власти, который отвечает за си 64 СемченкоА.А., Булгаков С.А., Калло Й. Основные особенности системы высшего образования Финляндии // Совет ректоров. - 2012. - N9 3. - С. 19.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz