Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 41 Предваряя характеристику систем образования, развивающихся в БЕ­ АР, необходимо отметить, что трансграничье, объединяющее западный и российский сегмент, предполагает сотрудничество на основе здоровой кон­ куренции двух систем: с одной стороны, российской, с другой - всех осталь­ ных государств, входящих в состав БЕАР. Безусловно, конкуренция влечет за собой как комплекс преимуществ, так и существенные недостатки. Сегодня происходит сознательный отказ от конкуренции как противостояния, харак­ терного для советской эпохи, где антиномия «Россия -Запад» воспринима­ лась как вполне естественная; осуществляется отказ от радикализма, влеку­ щего за собой те или иные варианты военных действий. Подобный подход, лежащий в основе идеи создания БЕАР, подразумевает акцент именно на образовательных ресурсах в самом широком смысле этого слова, выхо­ дящем за пределы исключительно идеологического или технологического видов знания, которые оказываются востребованными в ситуации противо­ стояния государственных систем. Говоря о Финляндии, Швеции и Норвегии, в относительно продолжи­ тельной перспективе мы сталкиваемся с мирным развитием и сосущество­ ванием государств. Именно эти страны, отличающиеся низкой плотностью населения, имеют, с точки зрения европейских и общемировых тенденций, развитые и сильные системы общего и высшего профессионального обра­ зования. Следует особо подчеркнуть, что, объединенные в проекте БЕАР, они конкурируют скорее не со всей российской системой общего и высшего профессионального образования, а фактически с региональными образо­ вательными моделями Мурманской и Архангельской областей, республик Карелии и Коми. Таким образом, на одном полюсе конкуренции оказыва­ ется лишь небольшая часть отдельной страны (в данном случае - России), на другом - мощный конгломерат трех стран, обладающих значимым эко­ номическим и интеллектуальным потенциалом. Именно поэтому, с нашей точки зрения, сегодня важно понимание того, что представляет собой система образования европейских стран, входящих в БЕАР, что представляют собой высшие учебные заведения территорий, входящих в БЕАР, и с какими западными системами вынужденно конкури­ руют северные вузы России. «В настоящее время в Финляндии работает 15 университетов общей практики и 27 университетов прикладных наук, притом что, согласно офи­ циальной статистике, население Финляндии насчитывает всего 5,3 млн. чел.»64. Главным органом государственной власти, который отвечает за си­ 64 СемченкоА.А., Булгаков С.А., Калло Й. Основные особенности системы высшего образования Финляндии // Совет ректоров. - 2012. - N9 3. - С. 19.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz