Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.
40 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА патентования и продажи интеллектуальной собственности и т.д. Подобная политика, по мнению экспертов, может привести к сокращению имеющей ся сети вузов (около 1 300), их филиалов (около 2 200) и распаду наиболее слабых звеньев этой системы. Данный процесс резко актуализирует и стимулирует как поиск вузами своей идентичности, так и фактическое приобретение ими своих брэндов, включающих все высшие учебные заведения - через экономику образова ния - в глобальную систему мировых ресурсов. Создание БЕАР было инициировано в 1993 г. Киркенесской деклара цией62, которую подписали министры иностранных дел России, Финляндии, Норвегии и Швеции. В 2013 г. появилась новая редакция Киркенесской де кларации, подписанная в июне текущего года, в которой отмечается, что интенсивность трансграничных культурных контактов между народами зна чительно возросла за последние 20 лет63. Стоит заметить, что территории, входящие в БЕАР, исторически разви вались по разным траекториям и в рамках разных национальных парадигм. В рамках «потепления» международных отношений сам конструкт Барен цева региона был инициирован «сверху», став результатом политической рефлексии постсоветской эпохи. БЕАР по праву может рассматриваться как именно внешний проект конструкции совместного развития ряда регионов Европы и Российской Федерации и одновременно как попытка коммуника ции государств сугубо в мирных условиях*. Но если задаться поиском идентичности, объединяющей северные ре гионы России, Финляндии, Норвегии и Швеции между собой, то она будет укоренена скорее в сфере повседневной жизни. Общим для всех прожи вающих здесь народов будет именно «северность»: близость к полярным морям и Арктике; соседство с культурой северных аборигенов - саамов; европейские ценности; долгая история трансграничных мирных взаимо отношений. А это означает, что БЕАР может претендовать на собственное гуманитарное пространство, в котором сфера образования призвана играть ключевую роль. И кому, как не вузам, находящимся в этом регионе мира, становиться архитекторами новой образовательной реальности?! 61 Kirkenes Declaration // URL.'http: www.barentsinfo. fi/beac/docs /459_doc_ Kirkenes Dedaration.pdf 63 Декларация по итогам встречи глав правительств стран-членов СБЕР (Киркенес, 3-4 июня 2013 г.) URL: http: www.government.ru /media/files /41d46b75c7931f086b9b7.pdf__________ Следует отметить, что конструкт Баренцева Евро-Арктического региона воспринимается в науке неодно значно. В частности, европейский обозреватель ИА REGNUM Д. Семушин в статье «Саммит Баренцева региона в Киркенесе: Норвегия продолжает тянуть "арктическое одеяло" на себя» подвергает критике как концепцию БЕАР, так и позицию Норвегии и России в отношении Баренцева сотрудничества. Подроб ности: http: www.regnum.ru/news/polit/1667903.html#ixzz2VPMzQFRd
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz