Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 39 1.3. С и с т ем а в ы с ш е г о о б р а з о в а н и я в Б а р е н ц е в о м Е в р о -А р к т и ч е с к о м р е г и о н е в а с п е к т е и н т е р н а ц и о н а л и з а ц и и В контексте исследования процесса интернационализации, на наш взгляд, целесообразно обратиться к анализу «выстраивания» такого ин­ тегративного образовательного пространства в рамках Баренцева Евро- Арктического региона (далее - БЕАР), через проект которого фактически осуществляются взаимодействие, состязательность и конкуренция нацио­ нальных систем высшего профессионального образования России, Финлян­ дии, Норвегии и Швеции. Речь идет именно о «выстраивании» образова­ тельного пространства БЕАР, подобно тому как «выстраиваются» социально- экономическое и культурное пространства. С нашей точки зрения, достаточно показательно демонстрирует, как в ситуации конкуренции определяются и «оттачиваются» самые перспектив­ ные модели развития образовательных пространств и насколько способны к самосохранению и саморазвитию, с учетом геополитических реалий в про­ цессе интернационализации, те или иные национальные системы образо­ вания. Отметим, что формирование новой образовательной реальности в БЕАР теснейшим образом связано с происходящими в Российской Федера­ ции реформами в сфере высшего образования. В сентябре 2003 г. Российская Федерация присоединилась к Болонско­ му процессу создания общей европейской зоны высшего образования. В настоящий момент усилия органов государственной власти направлены на модернизацию отечественной системы ВПО в соответствии с принципами Болонского процесса. Проводимые реформы предполагают переход к уров- невой системе подготовки на основе введения стандартов третьего поко­ ления. Заметно повышаются требования к условиям обеспечения качества образовательных услуг. Существенными критериями конкурентоспособ­ ности учреждения ВПО признаются его научно-исследовательская работа и инновационная деятельность. Важным механизмом новой системы ВПО становится интернационализация образования, обусловливающая интегра­ цию Российской Федерации в «Европу знаний». В условиях демографического спада и дефицита бюджетных ресурсов Министерство образования и науки РФ предложило вузам начать само­ стоятельный поиск ресурсов, фактически легализуя предпринимательскую деятельность на базе организации малых предприятий и хозяйственных обществ, т.е. за счет разработки и внедрения инновационных продуктов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz