Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 27 стран не являются взаимоисключающими, так как страны могут использо­ вать одновременно несколько подходов, а сами подходы к интернациона­ лизации не должны быть статичны и могут меняться с течением времени. Самое главное в том, что не существует «правильного» или «неправильно­ го» подхода, поскольку стратегии интернационализации следует рассматри­ вать в рамках общих «страновых» стратегий и ограничений45. Финляндия и Норвегия, наряду с такими странами, как Германия, Франция, Великобритания, Дания, Швеция, относятся к типу «экспортно­ ориентированных стран»46, отличающихся высокой степенью миграции ква­ лифицированных кадров. Стратегию интернационализации как Финляндии, так и Норвегии можно охарактеризовать как «стратегию привлечения ква­ лифицированной рабочей силы», позволяющей странам обеспечить макси­ мальные преимущества, которые только может дать интернационализация с учетом специфических целей и интересов образовательной политики в целом. Виды интернационализации в Финляндии и Норвегии очень похожи и связаны с наличием образовательных программ на иностранных языках, разработкой совместных с зарубежным партнером образовательных про­ грамм с присвоением совместных степеней; привлечением иностранного персонала и одновременно - направлением своих преподавателей на раз­ личные стажировки и временную работу за рубеж; созданием иностранных кампусов как в своей стране, так и за рубежом. С 1990-х гг. Финляндия поэтапно реализует комплекс мероприятий, связанных с долгосрочными инвестициями в высшее образование, науку и развитие международного сотрудничества в целом, которые можно рассма­ тривать как основу процесса интернационализации высшей школы. Страна активно развивает сотрудничество со странами Евросоюза в сфере высше­ го образования и науки, эффективно использует ресурсы таких программ, как «Эразмус» и «Норд-плюс», добиваясь высокого уровня академической мобильности, подкрепляемого неуклонным ростом интереса к получению образования в Финляндии со стороны иностранных студентов. Заметим, что именно финские вузы одними из первых начали активную реализацию принципов Болонского процесса. Следует отметить, что, несмо­ тря на экономический кризис, Финляндия остается крупнейшим торговым партнером России, и «в области образования обмен между двумя странами 45 Knight J. Internationalization: remodeled: Definition, Approaches and Rationales // Journal of Studies in International Education, 2004, Vol. 8, № 1, p. 5-31. 46 Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего / М.Л. Агранович и др., НФПК. - М.: Логос, 2010. - С. 28.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz