Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.
26 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА 1.2. С т р а т е ги и и н т е р н а ц и о н а л и з а ц и и о б р а з о в а н и я Н о р в е г и и и Ф и н л я н д и и Размышляя о специфике интернационализации высшей школы в Баренц-регионе, целесообразно остановиться на стратегиях интернациона лизации Финляндии и Норвегии, политически и культурно ориентирован ных на сотрудничество и диалог с Россией во многих сферах, включая сферу высшего образования и науки. Россию связывают с Финляндией и Норвеги ей давние тесные экономические, политические, культурные отношения, и это устойчивое сотрудничество, закрепленное в политике трех стран, стало своеобразной предпосылкой интернационализации высшей школы регио на в целом. Отметим, что выбор стратегии интернационализации, как в Финлян дии, так и в Норвегии, основан на глубоком анализе национальной специ фики, геополитического положения, приоритетов экономики стран, особен ностей языка, истории и культуры, а также сложившихся традиций. Регио нальная специфика и географическое положение позволяют этим странам при разработке стратегии интернационализации ставить акценты именно на трансграничном сотрудничестве с Россией. Притом что для Финляндии и Норвегии достаточно сильным оказывается стремление сотрудничать с США и большинством европейских стран, приоритетом остаются, в первую очередь, северные страны континента. Значимым фактом является то, что социальная модель политики выс шего образования как следствие режима государства всеобщего благопо лучия ассоциируется именно со странами Северной Европы. «...Государство в этой модели берет на себя ответственность за поддержание социальных служб, в число которых входят системы образования и здравоохранения. При этом данная модель ориентирована на поддержание высоких стан дартов качества услуг для всех членов общества. Образованию отводится центральная роль в поддержании национальной системы всеобщего благо состояния и национальной идентичности»43. Естественно, что вузам в этой модели придается совершенно особенное значение, и они выступают в ка честве «агентов регионального культурного и экономического развития и тем самым способствуют выравниванию региональных различий»44. В этом контексте стоит обратить внимание на мысль Дж. Найт, которая, признавая уникальность культур и образовательных систем, существующих в мире, подчеркивает тот факт, что подходы к интернационализации разных 43 Шпаковская Л. Политика высшего образования в Европе и России. - СПб.: Норма, 2007. - С. 133. 44 Там же.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz