Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

24 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА Вместе с тем интернационализация, нацеленная на «существенное выравнивание качественного уровня» (А. П. Лиферов) учебных планов и программ, то есть на унификацию содержательного аспекта образования и «выработку чувства общности» (С. Ахола, Я. Месикяммен), безусловно, содержит в себе как один из возможных рисков утрату культурной и нацио­ нальной идентичности. Анализ результатов опроса, проведенного Между­ народной ассоциацией университетов в 2005 г., показал, что утрата культур­ ной или национальной идентичности не рассматривается представителями большинства развивающихся и промышленно развитых стран в качестве главного риска интернационализации, в сопоставлении, например, с таким фактором, как «утечка мозгов»40. Однако преподаватели и руководители рос­ сийских вузов, как показало социологическое исследование, проведенное в 2006 г. Центром социологических исследований, выделяют утрату культур­ ной идентичности в качестве фактора риска. Подводя итог в целом, можно признать, что основными рисками от­ ечественные респонденты считают: «утечку умов», «развал науки и несо­ стоятельность выпускников», «понижение образовательного уровня» и «утрату самобытности России», что включает в себя, в том числе, утрату на­ циональной и культурной идентичности41. Процесс интернационализации вызывает и иные опасения. Так, С. Ахола и Я. Месикяммен полагают, что интернационализация высшего образования способствует его европеиза­ ции, но при этом, анализируя специфику реализации Болонского процесса в Финляндии, выражают опасение: европеизация является подлинной целью интернационализации: «Однако высшее образование по своей природе интернационально; поэтому возникает вопрос, не является ли директивно инициированный процесс интернационализации еще одним способом ле­ гализовать европейское воплощение элитной бюрократии»42. Думается, что при всей проблематичности реализации Болонского про­ цесса в России минимизация рисков, связанных с утратой национальной и культурной идентичности, возможна исключительно при условии учета опыта лучших научно-образовательных практик и традиций отечественного образования. В этом плане гуманитаризация высшего образования в Рос­ сии может рассматриваться как залог сохранения и развития высших смыс­ лов, заложенных в самой природе образования, трактуемого как «творе­ 40 Найт Дж. Интернационализация образования приносит не только пользу // Экономика образования. - 2007. - № 5. - С. 79-81. 41 Артамонова М.В. Реформа высшей школы и Болонский процесс. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. - С. 182-183. 42 Ахола С., Месикяммен Я. Болонский процесс и его влияние на высшее образование Финляндии // Высшее образование в Европе. - 2003. - № 2. - С. 217-229.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz