Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.
ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 23 Подход, ориентированный на привлечение квалифицированной рабо чей силы («подход квалифицированной миграции» (К. Тремблэй)), реали зуемый через сеть специальных агентств и организаций, направлен на при влечение высококвалифицированной рабочей силы, одаренных студентов к работе в принимающей стране с целью продвижения и развития ее эко номики, а также повышения конкурентоспособности в экономике знаний. Основной инструмент данного подхода - система академических стипендий в совокупности с программой продвижения системы высшего образования страны за рубежом. Этот процесс должен сопровождаться принятием соот ветствующего визового и иммиграционного законодательства. Как следует из анализа приоритетов данного подхода, он не противоречит установкам согласованного подхода и реализует политические, культурные и образо вательные цели, но под иным углом зрения, с акцентом на прямых эконо мических факторах. Посредством реализации данного подхода сектор выс шего образования начинает оказывать прямое воздействие на экономику. Примеры стран, реализующих данный поход: Австрия, Франция, Германия, Канада, Голландия, Великобритания (для студентов ЕС), США (для уровня постдипломного образования), Норвегия и Финляндия. Таким образом, интернационализация высшего учебного заведения, понимаемая в параметрах как образования, так и экономики, сегодня тре бует серьезных реформ и перестройки всей системы жизнедеятельности вуза на уровне содержания учебных планов и программ, методов и средств обучения, а также изменения вектора стратегии и политики, определяющих развитие образовательного пространства. Отметим, что в целом уже имеющиеся попытки осуществления актив ной интернационализации учебных планов наталкиваются в том числе и на критику академической среды, некоторое «противостояние» интернацио нализации со стороны академического мира. Так, например, Г. де Вита и П. Кэйс, опираясь на анализ ситуации 8 Великобритании, критикуют данный подход за то, что он основан исключительно на западной когнитивной фи лософии обучения: подчеркивает преимущества комплексных результатов знания над процессами формирования и рефлексии. Но, с их точки зрения, главный недостаток интернационализации учебных планов заключается в том, что обеспечивается лишь частичное восприятие межкультурных и меж дународных различий посредством пассивного обучения в классах вместо активного участия в транскультурных взаимодействиях39. 39 De Vita J., Case P. Rethinking the Internationalization Agenda in UK Higher Education // Journal of Further and Higher Education, 2003, Vol. 27, № 4, p. 383-398.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz