Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

22 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА из ключевых звеньев данного подхода выступают академическая мобиль­ ность как студентов, так и преподавателей; развитие программ академи­ ческих обменов, выполняющих функцию финансовой поддержки процесса мобильности (например, программа Евросоюза «Socrates-Erasmus»). Есте­ ственно, что данный подход нацелен на развитие партнерства между обра­ зовательными учреждениями в международной сфере, а идея конкуренции уходит на второй план. Странами-приверженцами данного подхода являют­ ся Япония, Испания, Корея, Мексика. Подход, предусматривающий получение дохода («академический капи­ тализм» или «новая экономика» (Слаутер и Роадс)37, основан на предостав­ лении услуг в образовательной сфере полностью на платной основе, т.е. без государственных субсидий. Естественно, что правительства стран, разделяю­ щих в образовательной политике данный подход, начинают предоставлять вузам существенную автономию. При этом подходе иностранные студенты, вносящие плату за обучение, рассматриваются как источник дополнительно­ го дохода для образовательного учреждения. Вуз выступает в функции «пред­ принимателя», активно продвигающего именно предпринимательскую стра­ тегию на международном образовательном рынке. К. Тремблей отмечает, что « в Австралии, например, сборы от иностранных студентов возросли до 15,4% от общего объема поступлений финансируемых государством вузов в 2005 г. и превысили 20% доходов в некоторых вузах»38. Помимо Австралии, данный подход реализуют США, Великобритания (для студентов из стран, не являющихся странами ЕС) и Новая Зеландия. Подход, направленный на расширение возможностей, являющийся импорто-ориентированным по своим базовым установкам, направлен на стимулирование получения высшего образования за рубежом или в ву- зах-поставщиках иностранных образовательных услуг. Инструментами дан­ ного подхода являются: различные программы поддержки мобильности преподавателей, ученых, студентов, государственных служащих; обеспече­ ние вузам благоприятных условий для реализации коммерческой деятель­ ности в стране; создание различных партнерств с местными поставщиками образовательных услуг; поддержка программ двойных дипломов и степе­ ней. Данный подход реализуется в странах Юго-Восточной, Северной и Цен­ тральной Азии: Гонконге, Китае, Малайзии, Сингапуре, Индонезии, Вьетна­ ме и др. 37 Slauter S.; Rhoades G. Academic Capitalism and the New Economy: Markets, States, and Higher Education. Baltimore: Jphns Hopkins University Press, 2004, 38 Тремблэй К. Интернационализация: формирование стратегий в национальном контексте // Вестник международных организаций. - 2010. - N 2 3(29). - С. 133.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz