Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 21 3. Подход, основанный на компетентности, рассматривает интерна­ ционализацию как возможность развития новых навыков у студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников высшего учебного заведения. Применительно к данному подходу уместны следующие терми­ ны: «компетентность познания», «карьерная компетентность», «глобаль­ ная компетентность», «межнациональная, межкультурная, международная компетентность» и др. Наполнение межкультурными и межнациональными компонентами образовательного пространства побуждает индивида на это реагировать и трансформировать данные компоненты в цели. 4. Процессуальный подход предполагает рассмотрение интернациона­ лизации в качестве главной функции того или иного учреждения, является наиболее целостным и интегративным по отношению к вышеперечислен­ ным подходам. Международная составляющая, понимаемая как основа стратегии учреждения, проникает во все функции и основные виды деятель­ ности вуза, потенциал которого все более последовательно оценивается с позиции соответствия требованиям международного уровня. На первый план выходит проблема качества образования, рассматриваемая в аспекте международного измерения. Наряду с вышеуказанными подходами, сформулированными на основе концепции Найт и де Вит, существуют и иные классификации, вбирающие в себя иные основания и рассматривающие интернационализацию с иных позиций. В частности, анализ опыта стран, входящих в Организацию эконо­ мического сотрудничества и развития (ОЭСР), позволяет говорить о четы­ рех подходах в развитии интернационализации, определяющих специфи­ ку ее стратегии: согласованном подходе (Mutual understanding approach); стратегии привлечения квалифицированной рабочей силы (Skilled migration approach); стратегии получения дохода (Revenue-generating approach) и стратегии расширения возможностей (Capacity building approach)36. Первый, согласованный, подход как некая «константа» связан с пони­ манием специфики интернационализации в параметрах образования, тогда как остальные подходы, воплощающие собой, условно говоря, «перемен­ ные», трактуют интернационализацию сквозь призму экономических кате­ горий и характеристик. Согласованный подход к интернационализации высшего образования базируется на традиционных ценностях академического мира, когда во гла­ ву угла ставятся политические, культурные и образовательные цели. Одним J6 OECD. Internationalization and Trade in Higher Education Opportunities and Challenges. 2004. Эти же данные отражены в работе: Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации / Под ред. М.В. Ларионовой, Т.А. Мешковой. - М.: Издат. Дом ГУВШЭ, 2007. - С. 10.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz