Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

20 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА отмечает, что выгоды глобализации для России и развивающихся стран го­ раздо меньше угроз, тогда как развитые страны действительно получают значительные «дивиденды», являясь непосредственными участниками это­ го процесса34. Таким образом, в современной научной, как западной, так и российской, традиции отсутствует единство в определении такого явления, как интернаци­ онализация высшего образования. Вместе с тем анализ концепций ведущих западных и российских ученых, обращающихся к данной проблеме, позволя­ ет говорить о том, что существующие определения интернационализации так или иначе отражают один из четырех подходов, предложенных Дж. Найт и де Вит: деятельностный, причинный, компетентностный и процессуальный35. Суммируя, можно охарактеризовать каждый из них следующим образом: 1. Деятельностный подход, т.е. основанный на видах деятельности, включает в себя традиционные академические и внеучебные действия, такие как: разработка учебных планов, программ, их инновационное ме­ тодическое сопровождение; академическая мобильность преподавателей, студентов и сотрудников; изучение регионологии, обучение межкультурно- му общению; рекрутинг иностранных студентов и организация совместных международных исследований. Содержательный компонент высшего обра­ зования при использовании данного подхода выходит на первый план, а ин­ тернационализация учебных планов и программ выступает в качестве клю­ чевого компонента. Именно поэтому при анализе процесса интернациона­ лизации с позиций данного подхода часто используются такие термины, как «международное образование», «межкультурное образование», «глобаль­ ное образование», «международное транснациональное образование» и некоторые другие, предстающие по сути синонимичными конструктами. 2. Более специфический и узкий причинный подход трактует интерна­ ционализацию с позиций перспективы достижения целей и основных ре­ зультатов. Стремление к миру и взаимному пониманию в рамках данного подхода воспринимается как одна из основных причин интернационализа­ ции. Она при этом вполне может быть рассмотрена в рамках экономических категорий, т.е. в качестве источника дохода от рекрутирования иностранных студентов. Данный подход связан с введением новых терминов, таких как: «образование во имя мира», «образование для международного взаимо­ понимания», «образование развития» и др. ” Там же. - С. 15. Js Knight J., De Wit H. Strategies for internationalization of Higher Education: Historical and Conceptual Per­ spectives // De Wit H. (Ed.) Strategies of Internationalization of Higher Education: A Comparative Study of Aus­ tralia, Canada, Europe and the United States of America. - Amsterdam: European Association for International Education, 1995, p. 16-17.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz