Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 19 университетами стоят задачи подготовки к деятельности в условиях инте­ грированного рынка труда и образования»29. Интеграция предполагает соз­ дание совместных временных и постоянных исследовательских групп, со­ вместных образовательных программ в рамках бакалавриата и магистрату­ ры в ответ на новые вызовы современного, интегрированного по характеру, рынка труда и образования. В. А. Белов анализирует процесс интернационализации как основной элемент, образующий новую ситуацию в системе высшего образования, посредством обращения к различным формам международной деятель­ ности современного вуза, считая, что интернационализация проявляется через процессы академической мобильности студентов, преподавателей, исследователей; «в использовании зарубежных программ, учебников, лите­ ратуры и телекоммуникационных источников информации; в применении международных процедур аккредитации, активизации различных между­ народных видов межвузовского сотрудничества»30. По мнению исследова­ теля, воздействие феномена Болонского процесса на развитие российского образования «следует расценивать как наиболее мощное и позитивное по своим последствиям»31. В. И. Байденко подчеркивает, что интернационализация охватывает процесс обмена студентами и преподавателями, развитие международных академических связей и разработку учебных планов с международной ори­ ентацией содержания учебных дисциплин32. И. А. Майбуров, отмечая актуальность и практическое значение интер­ национализации высшего образования, рассматривает ее в качестве «инте­ грации отдельных вузов и национальных систем», тогда как глобализацию он анализирует сквозь призму конкуренции национальных образователь­ ных систем. Выражая позицию, солидарную с мнением большинства ректо­ ров европейских университетов, ученый усматривает в интернационализа­ ции позитивную тенденцию для системы высшего образования в целом. По сравнению с этим, глобализация понимается им в негативном ключе, а имен­ но как «гомогенизация, засилье массовой культуры и американизация»33. Говоря об «асимметричности последствий глобализации», исследователь м Джуринский А.Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания: сравнительное исследование (Монографические исследования: педагогика). - М.: Academia, 2008. - С. 103. 30 Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / Под ред. К. Пурсиайнена, С. Медведева. - М.: РЕЦЭП, 2005, - С. 46. 31 Там же. - С. 46. 32 Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. - М.: Исслед. центр МГИСС, 2003. - С. 37. 33 Майбуров И.А. Глобализация сферы образования // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 3. - С. 11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz