Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.
18 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА Так, российский исследователь С.Ф. Сутырин определяет интернацио нализацию посредством категории процесса, акцентируя внимание на том, что интернационализация - это процесс выхода «штатного» образователь ного процесса за национальные границы, осуществляемый в значимых для данного образовательного учреждения размерах. Им предлагается класси фикация интернационализации вуза в соответствии с направлениями и объ ектом интернационализации. И если, в зависимости от направления, вы деляются «внутри-ориентированная» и «внешне-ориентированная» интер национализация, то, в зависимости от объекта, - «прямая» и «косвенная» интернационализация. Под «прямой» интернационализацией понимается процесс, когда студенты, аспиранты и преподаватели непосредственно пересекают границу, под «косвенной интернационализацией» - процесс, когда из страны в страну перемещаются идеи, информация в виде учебни ков, учебных пособий, монографий и т.д. Во втором случае интернациона лизация может быть либо внешне-ориентированной, когда из вуза «уходят» идеи и люди, либо внутри-ориентированной, когда идеи или люди «прихо дят» в вуз из-за рубежа26. Развивая этот подход, исследователь А. С. Елкина дополняет направления интернационализации двух- или многосторонней интернационализацией27. Размышляя о соотношении понятий «интернационализация» и «гло бализация» и влиянии процесса глобализации на образование в целом, Б.Л. Вульфсон расценивает глобализацию как «новейший этап процесса интернационализации общественной жизни»28. Интернационализация выс шего образования предполагает создание условий для учебной, научно- исследовательской, социально-культурной интеграции в учебных заведени ях разного типа по разные стороны границы, но, в первую очередь, речь должна идти, конечно, о высших учебных заведениях: университетах, ака демиях, институтах - для России; университетах, университетских коллед жах, высших школах и т.п. - для стран Западной Европы. По определению А. Н. Джуринского, «интернационализация высше го образования - объективное следствие глобализации и одновременно крупный ресурс культурной и педагогической интеграции, устранения на циональной обособленности систем высшего образования Европы. Перед 26 Сутырин С.Ф. Интернационализация высшего образования в России: проблемы и перспективы // Мировая экономика на пороге нового тысячелетия: докл. участников межд. науч.-практ. конф. / Под ред. П. Кузнецовой, С. Сутырина. - СПб.: ОЦЭ и М, 2003. - С. 108. 27 Елкина А.С. Интернационализация образовательной деятельности российских вузов в современных условиях // Вестник ВолГУ. - 2008. - N9 1(12). - С. 171 (Серия 3). 28 Вульфсон Б.Л. Глобализация и образование // Известия Российской Академии образования. - 2005. - N° 1. - С. 20.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz