Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 17 в) ограничения возможностей бюджетов благополучных государств, от которых зависит большая часть поступлений в университет, деятельности глобальных рынков. Движение на пути к интернационализации, ценностное позициониро­ вание интернационализации высшего образования как позитивной альтер­ нативы его глобализации в постоянно изменяющемся мире, таким образом, означает для современного университета своеобразную проверку его спо­ собности к адаптации, гибкости и способности к инновационной деятель­ ности одновременно. Глобализация и интернационализация, столь различные по природе своей процессы, выступают как фундаментальные вызовы, с которыми стал­ кивается вся система высшего образования, зачастую болезненно реагиру­ ющая на необходимость резких перемен при необходимости сохранения академических ценностей и позиционировании себя, в качестве «гаранта академического порядка и стабильности»24. Б. Д. Денмен, в свою очередь, различает три процесса: интернациона­ лизацию, глобализацию высшего образования и глобализацию университе­ тов. Анализируя появление новых трансрегиональных схем обмена в обла­ сти образования, исследователь пишет следующее: «Глобализация высшего образования имеет тенденцию концентрироваться на всемирных пробле­ мах, таких как доступность, сотрудничество и справедливость с акцентом на распространении знаний и распределении труда. При глобализации университетов происходит укрупнение университетов в целом, захват ими поля усиления своего влияния, заметности и/или завоевание рынка труда». Глобализация понимается исследователем как синоним стандартизации, экономической интеграции и «кросс-культурной проницаемости», тогда как интернационализация воспринимается как процесс построения взаи­ модействия двух или более государств, связанных общей целью. В данном анализируемом контексте - построением единого образовательного про­ странства25. Естественно, что в современной отечественной науке обращение к анализу процессов интернационализации, глобализации и международной интеграции в области высшего образования также является актуальным. Остановимся на анализе некоторых, наиболее существенных, с нашей точки зрения, определений и подходов к процессу интернационализации, сфор­ мулированных отечественными исследователями. 24 Там же. - С. 7. 25 Денмен Б.Д. Появление транс-региональных схем (структур) обмена в области образования в регионах Европы, Северной Америки и Тихоокеанской Азии // Высшее образование в Европе. - 2001. - № 2._____ гг

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz