Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

16 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА да концепт высшего образования рассматривается в качестве конкуренто­ способного товара. На этой же конференции П. Скотт, разграничивая понятия «интернаци­ онализация» и «глобализация», отмечает, что «во все времена университет являлся институтом интернациональным... но никогда не был институтом глобальным: глобализация - явление новое». Интернационализация как «порядок мироустройства» принадлежит идее национальных государств. Глобализация трактуется им как явление, выходящее за пределы процессов глобальной конкуренции и предполагающее «интенсивное сотрудничество в деле всемирного разделения труда между дешевым массовым произ­ водством и обеспечением услуг, высокими технологиями и инновациями, с одной стороны; а также радикальный пересмотр самого мирового поряд­ ка, при котором национальные границы начинают выглядеть архаичными, с другой стороны»22. П. Скотт анализирует блок причин, по которым глобализацию нельзя рассматривать как более высокую форму интернационализации: - интернационализация предполагает существование национально­ го государства, глобализация же его отрицает или даже относится к нему враждебно; - если интернационализация наиболее явно реализуется через «высо­ кие» миры дипломатии и культуры, то основы глобализации укоренены в «низких» мирах - мирах массового потребления и глобального капитализ- - интернационализация, в силу своей зависимости от существующего типа национальных государств, тяготеет к воспроизводству и даже легити­ мизации системы иерархических отношений и гегемонии; глобализация же, напротив, ориентирована на новую повестку дня: глобальные перемены климата, загрязнение окружающей среды, технологии устойчивого разви­ тия, проблемы, связанные с неравенством Севера и Юга. Трактуя современный университет как «продукт национального госу­ дарства», П. Скотт отмечает, что процесс глобализации неизбежно «задева­ ет» университеты в силу комплекса следующих причин23: а) тесной связи с решением задачи распространения национальных культур; б) процессов стандартизации обучения под влиянием современных информационно-коммуникативных технологий и появления глобальных ис­ следовательских культур и сетей; 1 Скотт П. Глобализация и университет // Alma Mater. - 2000. - № 4. - С. 3. “ Скотт П. Глобализация и университет // Alma Mater. - 2000. - № 4. - С. 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz