Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 15 Первое отражает отношения между нациями. Второе относится к "миру" и "всеобщему" как целому, где идея государства-нации неуместна. Следова­ тельно, когда мы добавляем суффикс "ization" к этим терминам, они полу­ чают совершенно разные значения»19. В совместной статье 2007 г. «Интернационализация высшего образова­ ния: мотивы и реалии» Ф. Альтбах и Дж. Найт, разграничивая соотносимые понятия, отмечают следующее: «Интернационализацию часто путают с гло­ бализацией. Мы определяем глобализацию как совокупность экономиче­ ских, политических и социальных сил, движущих высшее образование XXI в. по направлению к большому международному вовлечению. Значительный капитал впервые существенно инвестирован в экономику знаний, включая высшее образование и повышение квалификации. Данная инвестиция отра­ жает появление «общества знаний», рост сектора услуг и зависимость мно­ гих обществ от продуктов знания и наличия высоко образованных кадров, необходимых для экономического роста»20. Таким образом, глобализация рассматривается в контексте экономических и академических трендов, ко­ торые являются частью реальности XXI в. Интернационализация на этом фоне воспринимается как совокупность политических и практических мер, предпринимаемых академическими сообществами и отдельными индиви­ дами для вхождения в глобальную академическую среду. Подводя итог конференции Ассоциации европейских университетов, которая состоялась в Валенсии в 1999 г., М. Ван дер Венде отмечает: «Гло­ бализацию большинство воспринимает как макроуровневый социально- экономический процесс, истоки которого в какой-то степени лежат вовне и повлиять на них нельзя. Кроме экономического, в процессе глобализации признается наличие присущих ему культурных и интеллектуальных аспек­ тов. Интернационализация же воспринимается как возможный ответ уни­ верситетов на глобализацию (Предполагается, что на этот процесс можно влиять)... И если глобализация - это гомогенизация, массовая культура, американизация в категориях гамбургеркультуры и т.д., то интернациона­ лизация - это более позитивная категория, связанная с академическими и интеллектуальными ценностями»21. Иначе говоря, процесс интернациона­ лизации сопоставляется и связывается с традициями международного со­ трудничества и мобильности, а также с ключевыми ценностями качества образования. Глобализация воспринимается в контексте конкуренции, ког­ 19 Knight J. Monitoring the Quality and Progress of Internationalization // Journal of Studies in International Education, 2001, Vol. 5, № 3, Fall, p. 229. 20 Altbach G. Ph., Knight J. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities // Journal of Studies in International Education, 2007, Vol. 11, N9 3/4, Fall/Winter, p. 290. 21 Ван дер Венде М. Послесловие к одной дискуссии // Alma Mater. - 2000. - № 5. - С. 31.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz