Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.
ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 13 планов и приоритетов в сфере образования: включая в себя все типы об разования, они при этом фокусируются на высшем образовании. Дж. Найт отмечает, что позиционирование той или иной страны как «образователь ного центра» будет способствовать укреплению ее репутации, повышению конкурентоспособности и геополитического статуса как внутри отдельного региона, так и за его пределами. Анализ феномена регионального «обра зовательного центра» наглядно доказывает, что интернационализация вы ступает не только как постоянно развивающийся процесс, предполагающий непрекращающуюся трансформацию различных образовательных направ лений и форм, но и как катализатор внешних изменений, происходящих во всех сферах образования. Близок к трактовке Дж. Найт и Ганс де Вит, рассматривающие интерна ционализацию не как единичный процесс, а как «комплекс процессов», «чей объединенный эффект, запланированный или не запланированный, направ лен на усиление международного компонента в высшем образовании»14. В открытой лекции, прочитанной в Амстердаме в апреле 2011 г.15, Ганс де Вит акцентирует необходимость целенаправленной деятельности по вне дрению интернационализации в академическую среду. Одним из главных заблуждений, по его мнению, является рассмотрение интернационализа ции как некой «самоцели», когда она может препятствовать развитию про цесса образования. По мнению исследователя, интернационализация должна пониматься как процесс установления межкультурного, международного и глобального измерений в высшем образовании, что должно привести к усилению цели и функций высшего образования; улучшению качества в образовательной и научной сферах. Таким образом, в данном подходе на первый план выходит такая характеристика, как «процессуальность». В ходе интернационализа ции формируется новая международная, глубоко интернациональная по су ти образовательная среда, в которой первостепенное значение придается проблеме качества предоставляемых образовательных услуг. Дж. Найт, акцентируя внимание на процессуальности и динамической природе интернационализации, вводит понятие «цикл интернационализа ции», включающий в себя 6 основных взаимосвязанных фаз: осознание, готовность, планирование, активацию, проверку и закрепление. Движение от фазы к фазе требует, по мнению Дж. Найт, постоянного мониторинга, 14 De Wit Hans. Strategies for Internationalization of Higher Education: A Comparative Study of Australia, Canada, Europe and the United States of America. - Amsterdam: EAIE, OECD/IMHE, 1995. 15 Де Вит Ганс. Интернационализация высшего образования: девять заблуждений // Электронный ресурс: http://www. ihе.nkaoko.kz/archive/112/1029/
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz