Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 13 планов и приоритетов в сфере образования: включая в себя все типы об­ разования, они при этом фокусируются на высшем образовании. Дж. Найт отмечает, что позиционирование той или иной страны как «образователь­ ного центра» будет способствовать укреплению ее репутации, повышению конкурентоспособности и геополитического статуса как внутри отдельного региона, так и за его пределами. Анализ феномена регионального «обра­ зовательного центра» наглядно доказывает, что интернационализация вы­ ступает не только как постоянно развивающийся процесс, предполагающий непрекращающуюся трансформацию различных образовательных направ­ лений и форм, но и как катализатор внешних изменений, происходящих во всех сферах образования. Близок к трактовке Дж. Найт и Ганс де Вит, рассматривающие интерна­ ционализацию не как единичный процесс, а как «комплекс процессов», «чей объединенный эффект, запланированный или не запланированный, направ­ лен на усиление международного компонента в высшем образовании»14. В открытой лекции, прочитанной в Амстердаме в апреле 2011 г.15, Ганс де Вит акцентирует необходимость целенаправленной деятельности по вне­ дрению интернационализации в академическую среду. Одним из главных заблуждений, по его мнению, является рассмотрение интернационализа­ ции как некой «самоцели», когда она может препятствовать развитию про­ цесса образования. По мнению исследователя, интернационализация должна пониматься как процесс установления межкультурного, международного и глобального измерений в высшем образовании, что должно привести к усилению цели и функций высшего образования; улучшению качества в образовательной и научной сферах. Таким образом, в данном подходе на первый план выходит такая характеристика, как «процессуальность». В ходе интернационализа­ ции формируется новая международная, глубоко интернациональная по су­ ти образовательная среда, в которой первостепенное значение придается проблеме качества предоставляемых образовательных услуг. Дж. Найт, акцентируя внимание на процессуальности и динамической природе интернационализации, вводит понятие «цикл интернационализа­ ции», включающий в себя 6 основных взаимосвязанных фаз: осознание, готовность, планирование, активацию, проверку и закрепление. Движение от фазы к фазе требует, по мнению Дж. Найт, постоянного мониторинга, 14 De Wit Hans. Strategies for Internationalization of Higher Education: A Comparative Study of Australia, Canada, Europe and the United States of America. - Amsterdam: EAIE, OECD/IMHE, 1995. 15 Де Вит Ганс. Интернационализация высшего образования: девять заблуждений // Электронный ресурс: http://www. ihе.nkaoko.kz/archive/112/1029/

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz