Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 147 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Существование вуза в пределах исключительно внутриинституциональных интересов и не направленное на поддержание и развитие международного сегмента постепенно уходит в прошлое. Развивая международную составляю­ щую своей деятельности, университет формирует новую образовательную сре­ ду, призванную быть достаточно открытой и глубоко интегративной по характе­ ру, способной вмещать в себя как новые аспекты содержательных полей, так и инновационные формы и методы современного образования. Ярко выраженное кризисное состояние современной высшей школы заставляет задумываться о направлении вектора, который сможет не толь­ ко предоставить возможности сохранения лучших национальных образова­ тельных традиций, но и определить специфику дальнейшего развития вуза. Интернационализация высшей школы в этом контексте выступает как базо­ вое направление, структурирующее и определяющее содержание специфи­ ки научно-образовательной деятельности современного университета. Культурно-образовательное пространство Баренцева Евро-Аркти- ческого региона, складывающееся на фоне глубоких межкультурных свя­ зей Финляндии, Швеции, Норвегии и России, и одновременно в ситуации жесткой конкуренции образовательных систем, нацелено на гармоничное развитие сотрудничающих государств, с учетом сохранения специфики их национально-культурных особенностей. С нашей точки зрения, опыт, на­ копленный вузами Баренцева региона, может рассматриваться в качестве примера для выявления тенденций и проблем, с которыми сталкивается любой университет, рассматривающий международную деятельность как одну из важнейших доминант своего развития. Размышляя о специфике интернационализации высшей школы в рам­ ках северного измерения, необходимо отметить, что важнейшей формой международной деятельности выступает трансграничное сотрудничество, проявляющееся как на уровне содержательного компонента учебных курсов, международных научно-исследовательских проектов, так и на уровне акаде­ мической мобильности преподавателей, сотрудников и студентов. Определяя базовый вектор своего развития, северные вузы страны выстраивают научно­ образовательную деятельность с учетом принципов северного добрососед­ ства и взаимовыгодного трансграничного сотрудничества. Интернационали­ зация высшей школы становится, с одной стороны, способом определения для вуза современной траектории своего развития, а с другой - залогом раз­ вития и расширения границ образовательного пространства университета.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz