Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

12 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА нализации выглядит следующим образом: «...процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобре­ тают международное измерение»12. Следовательно, интернационализация применительно к высшему образованию выступает уже как стратегия актив­ ного внедрения международного измерения во все базовые сферы жизне­ деятельности вуза, или иначе: в качестве комплексного явления, которое значительно шире, чем простая совокупность различных видов междуна­ родной деятельности. В ярко выраженно полемичной статье 2011 г. «Образовательные цен­ тры: мода, бренд, инновация?»13, размышляя о развитии процесса интер­ национализации на современном этапе, Дж. Найт утверждает наличие су­ щественных изменений, касающихся всех аспектов интернационализации и отразившихся особенно драматично на сферах образования и исследова­ ниях трансграничного и транснационального характера. Термин «образова­ тельный центр» («education hub»), позволяющий Дж. Найт сознательно уйти от понятия «кластер», олицетворяет собой новую генерацию и выступает как новообразование применительно к тем странам, которые пытаются создать некую «критическую массу» локальных и иностранных сил, вклю­ чая студентов, образовательные учреждения, различные образовательные компании, индустрии знаний, научные и технологические центры - словом, все элементы и структуры, которые взаимодействуют в системе образова­ ния с целью продуцирования знаний и выдвижения различных инициатив инновационного плана. В первую очередь в трактовке термина важны кон­ цепты «планомерного усилия» и «преднамеренного проекта», включающие стратегию, политическую структуру и инвестиции, направленные на обра­ зование. Исследователь приводит классификацию образовательных центров, которая объединяет на современном этапе три типа: студенческий центр, центр квалифицированной рабочей силы; центр знаний и инноваций. С точки зрения Дж. Найт, название «образовательных центров» подобного рода могут претендовать 6 стран, обладающих различными целями, при­ оритетами и подходами к проблеме образования: три средневосточные страны (Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Катар); 3 страны Юго- Восточной Азии (Сингапур, Специальная административная зона Гонконга и Малайзия). Такие центры отражают особенности национальных стратегий, 12 Knight J. Updating the Definition of Internationalization // International Higher Education. The Boston College Center for International Higher Education, 2003, № 33, p. 1-3. 13 Knight J. Education Hubs: A Fad, a Brand, an Innovation? // Journal of Studies in International Education, 2011, № 15(3), p. 221-240.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz