Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 11 Использование термина «интернационализация» применительно к высшему образованию отмечено в публикациях 70-х гг. Так, в 1972 г. Хара- ри включает в определение «интернационализация» 3 основных элемен­ та: наличие международного компонента в содержании учебных планов и программ; международную мобильность студентов и профессорско- преподавательского состава, а также наличие программ технического со­ трудничества и взаимопомощи8. Но уже 1989 г. этот исследователь опре­ деляет интернационализацию как процесс международной ориентации университетов посредством использования термина «международное об­ разование», включающего соответствующие учебные планы и программы, международные обмены студентами и преподавателями, совместные про­ граммы, систему переподготовки кадров, широкий спектр административ­ ных услуг, что позволяло, с его точки зрения, «демонстрировать опреде­ ленную приверженность идее глобального мировоззрения...»9. Несколько позднее Арум и Ван де Вате, беря за основу первое определение, данное Харари, трактуют интернационализацию, также используя термин «между­ народное образование»: «Международное образование - это набор раз­ ноплановых мероприятий, программ и услуг, которые происходят в рамках курсов по международным направлениям, международным академиче­ ским обменам и техническому сотрудничеству»10. В середине 90-х гг. канадская исследовательница Джейн Найт дает определение интернационализации высшего образования, которое при­ нято сегодня в качестве классического и отражающего системный, концеп­ туальный подход к проблеме: интернационализация - это «процесс инте­ грации международного аспекта в преподавательские, исследовательские и другие функции университета, колледжа или среднего специального учебного заведения»11. Таким образом утверждается и динамическая при­ рода процесса интернационализации, и неразрывная связь всех функций высшего учебного заведения, существенно проявляющаяся в том числе и сквозь призму интернационализации. В публикации 2003 г. Дж. Найт не­ сколько уточняет сказанное ранее. Обновленное определение интернацио* Нагагі М. Internationalizing Education. - Long Beach, CA: California State University: Center for International Education, 1972, p. 17. 9 Harari M. Internationalization of Higher Education: Effecting Institutional Change in the Curriculum and Campus // Occasional Report Series on the Internationalization of Higher Education. Report 1. - Long Beach, CA; California State University, Center for International Education, 1989. 10 Arum S., Van de Water J. The Needs for a Definition of International Education in the US Universities // Klasek C.B. Bridges to the Future: Strategies for Internationalizing Higher Education. - Carbondale: Association of International Education Administration, 1992. 11 Knight J. Internationalization: Management, Strategies and Issues // International Education Magazine, 1993, Vol. 9, № 11 , p. 6-22.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz