Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.
126 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА В аспекте заявленной темы, с нашей точки зрения, важно обратиться к многоаспектному осмыслению феномена «границы», что позволяет зна чительно расширить понимание сути международного сотрудничества в целом и понять истоки возникновения трансграничности как неотъемлемой характеристики международного проекта'. Осмысление нарождающейся дисциплинарной отрасли знания «borderology» (границеведение) позволя ет в свете глобализации говорить о том, что «определяющей доминантой ... глобального понимания, предопределяемого процессами "выравнивания" качества жизни и придания ей однородности, становится повсеместное из бавление от феномена границ. В результате снятие каких-либо барьеров и отказ от еще вчера существовавших барьеров становятся лейтмотивом прогрессивного понимания»133. Приставка «trans» в латинском инфинитиве «transcendere» («переходить», «переступать», «перешагивать», «выходить за пределы») придает и обеспечивает чрезвычайно важные для языка и всего нашего бытия значения, становящиеся ориентирами в реализации на ми своего существа. Это значения «переход», «превосхождение», «выход за границы»134. Разумеется, в какой-то мере барьеры границ преодолены быть не могут, но это и не нужно, так как «граничность» позволяет актуализиро вать фермент «чужого» и «иного» в «своем» и «собственном», разворачи вая последние в новом ракурсе. Основанием для трансграничных диалогов становится не «барьерность», а именно «контактность» как основополагаю щая функциональная характеристика самой границы, включающая в себя совокупность условий и факторов, благоприятствующих трансграничному сообщению. На основании этих двух характеристик складываются, по мне нию Н.М. Межевича, 4 модели приграничного сотрудничества: модель ак тивной и модель пассивной контактности, модель жесткой барьерности и модель «безразличие», расценивающая границу как нейтральное явление135. Нетрудно понять, что наиболее успешной и эффективной, с точки зрения 133 Сергеев А.М. Свое (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя // Феномен границы: способы понимания, постижения и изучения. Сб. науч. статей: Материалы международного научного семинара: Мурманск, МГПУ, 7 июня 2008 г. / Отв. ред. А.М. Сергеев. - Мурманск: МГПУ, 2009. - С. 3. 134 Там же. - С. 4. 135 Межевич Н.М. Приграничное сотрудничество и практика деятельности Евро-регионов на Северо-Западе России и в республике Беларусь. - СПб.: Левша, 2009. - С. 43-45. Активное участие МГГУ в международной жизни, связанное с геополитическим положением Мурман ской области, побудило и буквально «заставило» исследователей гуманитарных дисциплинарных ма триц, включая философов, историков, филологов, культурологов и педагогов, задуматься о термине «гра ница» и разных аспектах его понимания. Обсуждение и осмысление комплекса вопросов, связанных с пониманием термина «трансграничное сотрудничество», состоялись в МГГУ в июне 2008 г. в контексте работ ряда международных семинаров с участием норвежских коллег из Университета Нурланда г. Буде. См.: Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения. Сб. научных статей: Материалы международного научного семинара: Мурманск, МГПУ, 7 июня 2008г. / Отв. ред А.М. Сергеев. - Мур манск: МГПУ, 2009.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz