Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.
ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 125 ного пространства...»129. В качестве базового определения данного понятия К.Тюйр предлагает следующее: «Трансграничное сотрудничество - это об щение между расположенными по обе стороны государственной границы регионами, самоуправлениями, предприятиями, институционализирован ными группами интересов и индивидами, а также их совместные акции, направленные на достижение каких-либо целей»130. Термин «общение» при подобном подходе становится ключевым, а границы трансграничного со трудничества во многом определяются спецификой нормативно-правовой базы, а также особенностями социально-экономического развития того или иного региона. В рамках анализа международной деятельности современного уни верситета наиболее актуальной оказывается трактовка термина в русле лимологии, предлагаемая И.М. Бусыгиной, которая понимает трансгранич ное сотрудничество как форму межтерриториального, межрегионального сотрудничества, международных контактов приграничных регионов131. Есте ственно, что уровень трансграничного сотрудничества характеризует собой определенную ступень в развитии политической и экономической интегра ции и предполагает постепенный переход от единичных контактов к долго срочному стратегическому партнерству. В отдельных толкованиях понятие «трансграничный» связывается с процессом социализации и рассматрива ется как форма социализации населения сопредельных регионов в условиях культурного многообразия и этнической терпимости, формирования много этнического сообщества в рамках еврорегионов132. Думается, что анализ данного феномена в пределах университетского проектного пространства позволяет говорить о том, что трансграничность выступает как «зона инноваций», в недрах которой и рождаются проекты, глубоко инновационные образования по своей сути, как с точки зрения их содержания, так и с точки зрения их формы. Таким образом, современный университет, развивающий стратегию трансграничья, выступает как иннова ционная площадка, создающая интеллектуальную собственность в рамках различных проектов и одновременно определяющая механизмы ее защиты. 129 Межевич Н.М. Приграничное сотрудничество и практика деятельности Евро-регионов на Северо-Западе России и в республике Беларусь. - СПб.: Левша, 2009. - С. 21. 130 Тюйр К. Базовые понятия трансграничного сотрудничества // Справочник по трансграничному сотрудничеству. - Таллинн, 2004. - С. 9. 131 Бусыгина И.М. Российские регионы в международном сотрудничестве // Современные международные отношения и мировая политика: Учебник для вузов / Отв. ред. А.В. Торкунов. - М.: Просвещение, 2004. - С . 979. 132 Кузьмин В.М. Формирование социальной толерантности у молодежи сопредельных регионов России и ЕС в формате Евро-регионов Балтийского моря (на примере Калининградской области) // Большая восьмерка в глобализирующемся мире: новые подходы в науке и образовании: материалы международной конференции - круглого стола. - СПб.: Астерион, 2006. - С. 168-180.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz