Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 123 В свою очередь, для российского университета значимым оказывается участие в реализации основных принципов Болонской декларации через внедрение уровневой системы обучения, модульно-кредитной системы, а также системы менеджмента качества. Трансграничный Университет по­ зволяет изнутри увидеть процесс формирования совместных магистерских программ, в том числе и на уровне их содержания, привлечь иностранных исследователей к образовательной и научной деятельности в российских университетах. Посредством участия в подобных трансграничных образова­ тельных проектах естественным образом стимулируется академическая мо­ бильность как преподавателей, так и студентов. Учебный процесс, осущест­ вляемый совместными усилиями ученых различных стран, становится еще одной иллюстрацией глубинной диалогичности образования, суть которого может быть реализована только в диалоге национальных культур. Учебно­ образовательный процесс Баренцева Трансграничного Университета, глубо­ ко диалогичный по содержанию и форме, ориентирован на формирование диалогической установки сознания современного человека и способствует интернационализации образования. Значение подобных крупномасштабных проектов трансграничной на­ правленности важно и в плане выстраивания еще одной линии диалога или взаимодействия различных культур, объединенных единой культурой Севера и обладающих при этом уникальной специфичностью, в образова­ тельном пространстве. Думается, что Баренцев Трансграничный Универси­ тет имеет все шансы для своего развития в будущем. Наряду с тем что Баренцев Трансграничный Университет предстает как пример успешного трансграничного сотрудничества вузов разных стран «Северного измерения» Европы, осмысление опыта участия в нем МГГУ выявило и ряд иных аспектов. Речь идет о комплексе проблем, связанных с реализацией идеи трансграничного сотрудничества в целом и идеи такого сотрудничества в области образования. Представляется необходимым и целесообразным в связи с этим обра­ титься к анализу смыслового объема термина «траснграничное сотрудни­ чество» и программ трансграничного сотрудничества в Баренцевом Евро- Арктическом регионе, включающем такое сотрудничество в сфере образо­ вания. Так, по мнению М. Перкманна, «приграничное сотрудничество мож­ но определить как более или менее институционализированный процесс взаимодействия внутринациональных органов местного самоуправления смежных территорий (регионов), находящихся на границах государств»126. 126 Perkmann М. Cross-border regions in Europe, significance and drivers of regional cross-border cooperation // Europian Urban and Regional Studies, Vol. 10, № 2, p. 156.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz