Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

1 1 0 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА щихся122. Ставка социального педагога была введена во всех школах города и области, при этом детские дошкольные образовательные учреждения по­ добных должностей в штате не имели. С российской стороны участниками проекта «Дети Арктики» являлись муниципальное образовательное учреждение - средняя образовательная школа № 3 г. Мурманска, одно из старейших учебных заведений региона, географически расположенное в социально неблагополучном районе, что и определило специфику выбора контингента, а также средняя школа и школа-интернат с. Ловозеро - самого обширного района Мурманской об­ ласти, где локализовано саамское население России. Образовательный процесс в средней школе и школе-интернате с. Ловозера, месте локализации саами, определялся федеральным и регио­ нальным базисными учебными планами. Изучение саамского языка осущест­ влялось в соответствии с потребностями обучающихся и их семей: в 1-4 классах Ловозерской средней общеобразовательной школы-интерната - как обязатель­ ный учебный предмет, кроме того, в начальной и основной школе - на факуль­ тативных занятиях. Одновременно дети разного возраста изучали саамский язык вместе с родителями в национальном культурном центре с. Ловозеро. Социальный педагог в общеобразовательных учреждениях призван ра­ ботать в «личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей ми­ кросреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздорови-тельных задач»123. В задачи социального педагога входят предотвращение проблемы, профилактическая деятельность в различных направлениях и формах, общее оздоровление микросреды. Полифункциональность определяет и множе­ ство ролей, которые может выполнять социальный педагог в образователь­ ном пространстве современной школы: посредник (связующее звено между личностью и социальными службами), защитник интересов прав личности, участник совместной деятельности, социальный терапевт (содействие лично­ сти в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций), эксперт (отстаивание прав подопечного) и некоторые другие роли124. Вот почему социальные педагоги становились обязательны­ ми участниками и, как правило, руководителями мультипрофессиональных групп, создаваемых в рамках реализации проекта «Дети Арктики». Социально-педагогическое измерение, выявляющее болевые точки со­ временного образовательного пространства в целом, акцентировало вни­ 122 Информационно-аналитические материалы «О положении детей в Мурманской области. 2006 г.»: Сборник информационно-аналитических материалов. - Мурманск, 2006. - С. 18. 123 Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2002. - С. 34. 124 Там же. - С. 34.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz