Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 107 гогика - отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в кон­ тексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для это­ го созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.)»115. Естественно, что в разных странах существуют разные подходы к определению статуса социальной педагогики как науки, пониманию ее предмета и объекта, основных задач и областей исследования. Социально- педагогическая терминология, сущность ведущих социально-педагоги­ ческих категорий и понятий определяются в разных культурах по-разному, в зависимости от различных историко-культурных традиций и разного уров­ ня развития общества. Вместе с тем сущность самой науки определяет то общее, что неизбежно возникает в восприятии социально-педагоги-ческих проблем различных стран: на определенном этапе развития перед любым обществом встают проблемы взаимодействия личности и социума, пробле­ мы образования и воспитания подрастающего поколения, проблемы детей- сирот, детей группы риска и другие социальные вызовы. Социальная педагогика возникла как ответ на запрос общества и является определенной «реализацией» социального заказа. Анализ основных социально­ педагогических концепций позволяет утверждать, что социальная педагогика имеет существенные основания для своего дальнейшего развития в различных культурных средах. И.А. Липский вычленяет следующие группы причин, объ­ ясняющие объективность и перспективность развития социальной педагогики: «историко-педагогические (знания, накопленные на предыдущих этапах разви­ тия государства и общества); социально-политические (потребности общества и его социальный заказ); научно-практические (разнообразный опыт социально­ педагогической деятельности объектов социума - людей и социальных институ­ тов); научно-теоретические (совокупность в различной степени систематизиро­ ванных знаний, обобщаемых до уровня теоретического знания)»116. Стоит особо выделить то, что социальная педагогика имеет объектив­ ные основания для своего развития не только в качестве теории, но и в качестве практики. Понимаемая как отрасль практической деятельности, со­ циальная педагогика ставит своей целью «гармонизацию взаимодействия (отношений) личности и общества»117. Противоречие между личностной ор­ 115 Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С. 186. 116 Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие. - М.: Сфера, 2004. - С. 14. 117 Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. - М.: Ин-т педагогики социальной работы РАО, 1999. - С. 40.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz