Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

106 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА преодолеть»110. «Социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни» Наторп определял как тематическую линию, предопреде­ ляющую все развитие социальной педагогики. Предметом же социальной пе­ дагогики, сточки зрения Наторпа, является проблема интеграции воспитатель­ ных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Наиболее яркий представитель второго направления, К. Молленгауер писал, что социальная педагогика «должна иметь дело не с передачей куль­ турного содержания, а исключительно с решением проблем, возникающих в процессе развития и включения в общество подрастающего поколения»111. Он полагал, что если отдельные общественные институты не в состоянии решить такие значимые социальные проблемы, как, например, проблему беспризорности, то необходимо создание третьего «пространства воспита­ ния» - государственной помощи. Единства в определении социальной педагогики не существует и сегодня. Приведем наиболее актуальные определения социальной педагогики, пред­ ставленные в современной российской науке. Так, В.Д. Семенов трактует со­ циальную педагогику как науку о воспитательных влияниях социальной среды: «Социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисципли­ ной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания»112. Ю. В. Василькова определяет социаль­ ную педагогику следующим образом: «Социальная педагогика рассматрива­ ет процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности»113. А. И. Арнольдов дает следующее определение: «Социальную педагогику можно определить как органичную составную часть общей педагогики и, вместе с тем, как самостоятельную область научного знания в рамках человекознания, со­ временной гуманитарной науки, занимающуюся воспитанием и образованием человека как социального субъекта и его защитой от социальных агрессий»114. Рассматривая воспитание как часть социализации и социальное вос­ питание как один из пяти видов воспитания, наряду с семейным, религи­ озным, коррекционным и диссоциальным, А. В. Мудрик предлагает свое определение социальной педагогики и ее предмета: «Социальная педа­ 110 Наторп П. Социальная педагогика. - СПб., 1911. - С. 77. 111 Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М.: Владос, 2000. - С. 65. 112 Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: опыт исследования. - М.: Педагогика, 1986. - С. 16. 113 Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С. 15. 114 Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики: в поддержку актуальной нау-ки. - М.: Ин-т педагогики социальной работы НИЦ МГУ культуры, 1999. - С. 11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz