Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 105 России была утверждена новая специальность «Социальная педагогика» и разработана ее квалификационная характеристика. С этого момента соци­ альная педагогика «начала развиваться одновременно во всех качествен­ ных состояниях: как область практической (социальной) деятельности, как образовательный комплекс, как научная дисциплина»107. Вместе с тем специалисты по истории социальной педагогики находят ее истоки в древнейших философских текстах и трактатах классиков педаго­ гики разных времен и народов. Так, анализируя генезис социальной педаго­ гики как особенной науки, профессор М.А. Галагузова вычленяет пять пери­ одов в ее развитии, определяя хронологические рамки начального периода следующим образом: с древнейших времен вплоть до XVII в. Основанием нового педагогического подхода становится в этот исторический период по­ нимание воспитания в качестве социального явления, в ходе чего стихий­ ный характер воспитания уступает место осознанной деятельности. Именно в это время происходят осмысление практики воспитания, формирование педагогической и социально-педагогической мысли108. Термин «социальная педагогика» был введен в 1844 г. К. Магером и окончательно утвердился в научном обороте благодаря разработкам А. Дистервега. По мнению Магера, социальная педагогика должна быть сконцентрирована именно на социальном аспекте воспитания. Развивая эту мысль, Дистервег призывал концентрировать внимание на педагогическом аспекте общественного развития и его задачах, в перспективе чего соци­ альная педагогика понималась как педагогическая помощь в определенных социальных условиях. Таким образом, в немецкой традиции образования сформировались два подхода к определению социальной педагогики и со­ ответственно два направления ее развития109. Являясь представителем первого направления, один из основателей Марбургской философской школы П. Наторп давал несколько определений социальной педагогики в контексте интерпретации им идей Платона и Канта. Приведем одно из наиболее значимых: «Под этим заглавием (социальная пе­ дагогика) разумеется, следовательно, не какая-нибудь отделимая часть учения о воспитании, наряду, например, с индивидуальной педагогикой, а конкретная постановка задачи педагогики вообще и педагогики воли в частности. Чисто индивидуальное рассмотрение воспитания - это абстракция, которая имеет известную ограниченную ценность, но которую, в конце концов, необходимо 107 Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное посо­ бие. - М.: Сфера, 2004. - С. 5. 10* Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М.: Владос, 2000. - С. 61. 109 Там же. - С. 63.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz