Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

104 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА номенальным, т.е. вещным и событийным, измерением жизненного опыта ребенка, который ни может не учитываться взрослым - педагогом. Модуль, разрабатываемый российскими исследователями в рамках проекта «Дети Арктики», был ориентирован, прежде всего, на понимание указанных выше проблем посредством социальной педагогики. Устойчи­ вость и преемственность внутренних подходов этой отрасли педагогики, связанные с акцентом на процессах социализации ребенка и детского вну­ треннего мира во взрослую жизнь и российское социальное пространство, в то же время достаточно емко выражают изменение и трансформацию тра­ диционных российских систем воспитания и образования. Социальная пе­ дагогика, выросшая в недрах традиционной педагогики, остается значимой составной частью современного образовательного пространства на Севере и может трактоваться как «поддержка школьного обучения». Фактор социализации, понимаемый либо в качестве процесса, связан­ ного с применением сложного комплекса инструментально-техни-ческих способов, приемов и способов интеграции индивида в социальное про­ странство, либо как процесс операционного овладения индивидом тех про­ грамм поведения и деятельности, которые ему предлагает общество, ока­ зывается одним из наиболее значимых в том, насколько ребенок способен реализоваться в социуме. Проблема изучения явления социализации при­ влекала и привлекает к себе внимание специалистов, относящихся к раз­ ным областям знания, для которых общим предметом изучения являются именно социальное пространство и социальный мир. На этом основании возникли и оформились разнообразные концептуальные подходы в фило­ софии, социологии, психологии, лингвистике, литературоведения, истории, искусствоведении. И, тем не менее, несмотря на собственную значимость, все теоретические концепты указанных отраслей науки в какой-то мере про­ веряются временем там и тогда, где и когда они «работают» или «не рабо­ тают» в деле социализации ребенка во взрослом мире. В этом отношении социальный аспект воспитательных стратегий и возникающих на этой осно­ ве образовательных систем может рассматриваться самостоятельно, т.е. су­ губо внутри своих границ. Собственно это и проявляется в попытках созда­ ния социальной педагогики. Поэтому, прежде чем речь пойдет об условиях реализации российской части проекта «Дети Арктики» на территории Мур­ манской области, целесообразно остановиться на выяснении специфики со­ временного понимания социальной педагогики в России. «Российская история» социальной педагогики берет свое официальное начало в 1991 г., когда в системе высшего профессионального образования

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz