Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.
104 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА номенальным, т.е. вещным и событийным, измерением жизненного опыта ребенка, который ни может не учитываться взрослым - педагогом. Модуль, разрабатываемый российскими исследователями в рамках проекта «Дети Арктики», был ориентирован, прежде всего, на понимание указанных выше проблем посредством социальной педагогики. Устойчи вость и преемственность внутренних подходов этой отрасли педагогики, связанные с акцентом на процессах социализации ребенка и детского вну треннего мира во взрослую жизнь и российское социальное пространство, в то же время достаточно емко выражают изменение и трансформацию тра диционных российских систем воспитания и образования. Социальная пе дагогика, выросшая в недрах традиционной педагогики, остается значимой составной частью современного образовательного пространства на Севере и может трактоваться как «поддержка школьного обучения». Фактор социализации, понимаемый либо в качестве процесса, связан ного с применением сложного комплекса инструментально-техни-ческих способов, приемов и способов интеграции индивида в социальное про странство, либо как процесс операционного овладения индивидом тех про грамм поведения и деятельности, которые ему предлагает общество, ока зывается одним из наиболее значимых в том, насколько ребенок способен реализоваться в социуме. Проблема изучения явления социализации при влекала и привлекает к себе внимание специалистов, относящихся к раз ным областям знания, для которых общим предметом изучения являются именно социальное пространство и социальный мир. На этом основании возникли и оформились разнообразные концептуальные подходы в фило софии, социологии, психологии, лингвистике, литературоведения, истории, искусствоведении. И, тем не менее, несмотря на собственную значимость, все теоретические концепты указанных отраслей науки в какой-то мере про веряются временем там и тогда, где и когда они «работают» или «не рабо тают» в деле социализации ребенка во взрослом мире. В этом отношении социальный аспект воспитательных стратегий и возникающих на этой осно ве образовательных систем может рассматриваться самостоятельно, т.е. су губо внутри своих границ. Собственно это и проявляется в попытках созда ния социальной педагогики. Поэтому, прежде чем речь пойдет об условиях реализации российской части проекта «Дети Арктики» на территории Мур манской области, целесообразно остановиться на выяснении специфики со временного понимания социальной педагогики в России. «Российская история» социальной педагогики берет свое официальное начало в 1991 г., когда в системе высшего профессионального образования
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz