Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 103 ствия мира взрослых людей на мир ребенка. И в этом отношении значим опыт сравнительного анализа внутренней специфики финской, российской, шведской и норвежской систем воспитания и образования. В ситуации продолжительной и длинной по времени реализации (с 2002 по 2014 гг.) проект «Дети Арктики» может рассматриваться как уникальное исторически сложившееся культурно-образовательное про­ странство, обладающее большим потенциалом. Фактически можно гово­ рить об уникальной творческой «лаборатории», объединяющей ученых Лапландского Университета (Финляндия), Мурманского государственного педагогического университета (ныне - МГГУ, Россия), Технологического Университета Лулео (Швеция) и Финнмаркского университетского коллед­ жа (г. Альта, Норвегия), вошедшего сегодня в состав Северного Арктиче­ ского Университета Тромсе, с учителями школ 4 северных стран, внутри которой продумывались и осмысливались опыт взаимодействия детского и взрослого миров и способы интеграции психики ребенка в систему со­ циальных отношений, поддерживаемую усилиями взрослых. При условии нахождения и выработки условий для экспликации этого разнообразного опыта, осуществляемого исследователями четырех государств, принадле­ жащими к совершенно разным образовательным традициям и идентифи­ цирующим самих себя с отличающимися друг от друга культурно-смысло­ выми горизонтами, данный проект без сомнения обладает существенным потенциалом. В ходе реализации проекта стало понятно, что предпринятые на про­ тяжении ряда лет интенсивные попытки анализа теоретических и практиче­ ских оснований сложившихся различных государственных систем взаимо­ действия взрослых и детей в северном измерении социального простран­ ства БЕАР, начиная с 2002 г. - года начала проекта «Дети Арктики», выявили спектр разнообразных методологий. Если специфические черты шведской и норвежской составляющих частей современного этапа реализации проекта долгое время находились в стадии своего творческого развития, то специ­ фика финской и российской его составляющих определилась в существен­ ной мере в значительно более ранние сроки. Так, финские исследователи акцентировали внимание на тех момен­ тах воспитательной и образовательной деятельности, которые характерны именно за пределами образовательного пространства школы, что выража­ ется словосочетаниями «adventure pedagogic» и «outdoor activity». Значи­ мость данного подхода состояла и в том, что понимание положения дел в сфере психосоциального благополучия напрямую связывалось именно с фе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz