Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

1 0 2 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА на живет имеющий многовековую историю народ - саами (саамы, лопа­ ри). Этот небольшой этнос, численность которого составляет примерно 62 тыс. чел. (примерно 40 тыс. саамов проживают в Норвегии, около 12 тыс. живут в Швеции, около 8-9 тыс. живут на территории Финляндии и около 1,5 тыс. саамов на территории Мурманской области), сегодня инте­ грирован в государственное, культурное и образовательное пространство 4 стран. Оставляя за строкой данного текста специфику взаимоотношений саамского народа с другими северными народами и более многочислен­ ными нациями, как и со сформированными их усилиями разными государ­ ственными образованиями, стоит акцентировать внимание на ценности исторического опыта воспитания и образования этого маленького народа и на взаимоотношениях детей и взрослых различных северных культур. Вме­ сте с тем необходимо понимать, что небольшой по численности саамский народ интегрирован в совершенно различные по своему «внутреннему» устройству культурно-воспитательные и образовательные системы, что по­ зволяет рассматривать опыт такой исторически сложившейся интеграции с совершенно разных сторон, в разных культурных перспективах и разных смысловых аспектах, присущих воспитанию. Неудивительно в связи с этим, что при всем разнообразии составляю­ щих проекта «Дети Арктики» одной из важных черт и непременным усло­ вием реализации данного проекта является работа исследователей четы­ рех стран в местах компактного проживания саамов, которые оказались исторически разбросаны по громадной, с пространственной точки зрения, территории Баренцева Евро-Арктического региона. В частности, речь идет о том, что наряду с изучением различных аспектов образования и воспи­ тания, присущих культурным системам Финляндии, России, Швеции и Нор­ вегии, постоянная и систематическая работа осуществлялась в том числе и в местах компактного проживания саамов, т.е. в своеобразных «столицах» этого народа в 4 северных странах: Севеттиярви, Ловозере, Йокмокке, Ка- рашоке. Разумеется, «саамский» сегмент проекта - это только один, хотя и зна­ ковый момент его реализации. Исследовательский акцент финских, россий­ ских, шведских и норвежских участников проекта «Дети Арктики» связан не только с интеграцией психики саамского ребенка в сложный и много­ гранный социальный мир нашего времени, так как основной темой проекта является проблема психосоциального благополучия, но и с тем, насколь­ ко успешными или, напротив, проблематичными выглядят разные формы, способы и механизмы как воспитательного, так и образовательного воздей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz