Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 1 0 1 2.3. П р а к т и к а р е а л и з а ц и и м е ж д у н а р о д н ы х п р о е к т о в М у рм а н с к о г о г о с у д а р с т в е н н о г о г у м а н и т а р н о г о у н и в е р с и т е т а 2.3.1. Международный проект «Дети Арктики: трансграничная учебная программа повышения уровня психосоциального благополучия школьников Баренцева региона»' Международный образовательный проект «Дети Арктики» (ArctiChildren) возник в 2002 г. как попытка сопоставить и совместить различные подходы к проблемам понимания детства, взросления ребенка и его интеграции во «взрослую» жизнь, что, разумеется, связано с аналитическим рассмотрени­ ем ключевых механизмов «включения» детского сознания и проистекающей из него активности в современный социум. Данный проект осуществлялся на территории Финляндии, России, Швеции и Норвегии, когда в совмеще­ нии культурного пространства народов этих стран и характерных для них образовательных традиций основанием является именно Север. Специфика северного пространства и времени очевидна. Она связа­ на со многими специфическими феноменами измерения северной жизни, присущими Лапландии (Финляндия), Мурманской области (Российская Фе­ дерация), Норботтену (Швеция), Финнмарку (Норвегия). С этой спецификой, т.е. с резко и зримо заявляющими о себе чертами, сталкивается каждый северянин, будь он взрослым или ребенком: это и длительность темноты полярной зимней ночи, и не менее интересная насыщенность полярного дня летом, и резкость очертаний цветов и запахов на морозе, и привыч­ ность полярного сияния, и суровость северного ландшафта, связующего по­ токи морской воды, красоту северных озер и рек с горами и скалами, и, конечно, хвойные леса, перемешивающиеся с теряющимся за горизонтом пространством тундры. Все эти северные феномены, как и комплекс иных, взаимосвязанных с ним черт северной жизни, ни могут не оказывать глу­ бинного и длительного воздействия на формирующуюся психику ребенка, и потому влияние это подспудно пронизывает процесс социализации чело­ века в общество, воспитание и образование ребенка. Уникальность северного измерения четырех стран, на территории которых осуществляется проект «Дети Арктики», связана также с тем, что на территории Лапландии, Мурманской области, Финнмарка и Норботте- Подробный анализ данного проекта представлен также в рамках следующей ста­ тьи: Рыжкова И.В., Сергеев А,М. Детство и образование на Севере: проблема психосо­ циального благополучия (на материале международного проекта «Дети Арктики») // Вопросы образования. - 2009. - № 4. - С. 119-133.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz