Рычкова, Т. А. Номинация ритуальных действий в русском языке : [монография] / Т. А. Рычкова ; Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 94 с.
С точки зрения одних ученых, денотативная ситуация относится к миру, сфере действительности [Гак 1973: 358], то есть представляет собой экстралингвистическое явление, независимое от носителя языка. По мнению других, денотативная ситуация, кроме описания объек тивной реальности, отражает и способ мышления говорящего. Абсолютно «чистой» языковой интерпретации не бывает [Бондарко 1987: 222-223]. Говорящий субъект, отталкиваясь от своих прагматических целей, отбира ет те компоненты денотативной ситуации, которые являются для него зна чимыми, образуя тем самым новую семантическую ситуацию [Сердюкова 2010: 9]. Человек - субъект сознания/мыслящий субъект - производит мыслительную ситуацию представления, то есть он «не просто называет нечто, но и сообщает об этом нечто» [Адмони 1994: 46]. В этом случае си туация изоморфна способу мышления об объективной действительности [Лекомцев 1973: 446]. B.C. Храковский обозначает понятием «денотатив ная ситуация» и экстралингвистическую действительность, и мышление, и язык, обозначая ее как «вырезанный и обработанный мыслью и языком фрагмент действительности» [Храковский 1972: 5]. Для разграничения ситуации, существующей в объективной реаль ности, и ситуации, трансформированной в сознании говорящего и пред ставленной в языке, В.Б. Касевич предлагает обозначать первую как дено тативную ситуацию , а вторую - как сигнификативную. На наш взгляд, такой подход наиболее полно учитывает особенности словосочетаний, на зывающих ритуальные действия, так как позволяет разделять то, что отно сится к области культурологического исследования, - денотативные ситуа ции (объективно существующие ритуальные действия), и то, что находится в области лингвокультурологического изучения, - сигнификативные ситуа ции (интерпретация денотативных ситуаций ритуального действия в се мантике языковой единицы). Вслед за В.Б. Касевичем, денотативные си туации в настоящем исследовании определяются как элементы экстралин- гвистической действительности, описываемые отдельным высказыванием, а сигнификативные - как содержание высказывания, которое отражает фрагмент реальности и является семантическим соответствием денотатив ной ситуации [Касевич 2011: 126-127]. В.Б. Касевич также отмечает, что одной денотативной ситуации в разных языках могут соответствовать различные сигнификативные ситуа ции. Напр., денотативной ситуации, обозначенной в русском языке я нашел очки, в кхмерском и тайском языках будут соответствовать разные сигни фикативные, в зависимости от того, найдены очки были случайно ( шел - нашел), или в результате целенаправленного поиска ( искал - нашел). В свя зи с этим В.Б. Касевич делает вывод о том, что сигнификативные ситуации имеют идиоэтнический характер [там же: 127]. Следует отметить, что идиоэтнический характер могут иметь как сигнификативные, так и денотативные ситуации ритуального действия. 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz