Рычкова, Т. А. Номинация ритуальных действий в русском языке : [монография] / Т. А. Рычкова ; Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 94 с.
2. Система образов-эталонов, запечатленная в «ходячих» устойчивых выражениях типа глуп как пробка, носится как угорелый и т.п. Исследова тели утверждают, что данные языковые выражения служат средством ос воения эмпирически познаваемой действительности и одновременно - ее оценивания в образах-эталонах, «имеющих прямое отношение к условиям жизни носителей данного языка, к их культуре, обычаям и традициям», так как «язык несет в себе отпечаток духовной и материальной культуры на рода» [Маслова 1988: 120; см. также: Телия 1996: 241]. 3. Символы, или слова и словосочетания, получившие символьное прочтение. Значение данных слов и словосочетаний «награждается смыс лом, указывающим не на собственный референт слова, а на некую идею», причем материальным представителем этого замещения является не сама реалия, а ее номинация. Напр., не реалия креста является символьным но сителем в идиоме нести свой крест, а ее наименование - крест [Телия 1996: 243]. 4. Стилистический уклад языков, наличие или отсутствие в языке диалектного расслоения. Взаимоотношение между литературным языком и нелитературными формами его существования определяется всем ходом развития культурной истории общества: историей его письменности, шко лы, литературы, мировоззрения, его культурно-идеологическими симпа тиями и т.д. «Влияние культуры народа на характер нормативно стилистического уклада носит довольно опосредованный, хотя и глубокий характер, в сравнении с влиянием культуры на словарь, который есть ее зеркало» [Маслова 2001: 46]. 5. Христианская философия с ее ритуалами, нравственными установ ками, воплотившая в разного рода фразеологизмах, устойчивых единицах, дискурсах. «Религиозное миропонимание долгое время служило доминан той для поисков духовного и нравственного смыслов жизни, оно вошло в “кровь и плоть народа”» [Телия 1996: 244]. 6. Интеллектуальное достояние нации человечества в целом: фило софия, осмысление истории, литература и т.п. Обычно этот источник пред ставлен крылатыми словами и выражениями, афоризмами1 [там же: 244]. 7. Речевое поведение и речевой этикет, а также «всякое другое пове дение, закрепленное в номинативных единицах, в единицах грамматических и стилистических». В каждой культуре поведение людей обусловлено пред ставлениями о том, как человеку полагается вести себя в типичных ситуа циях в соответствии с их социальными ролями (начальник - подчиненный, муж - жена, отец - сын, пассажир - контролер и т.д.) [Маслова 2001: 46]. 8. Закрепившиеся в устойчивых словосочетаниях «ритуальные фор мы народной культуры, такие, как сватовство, поминки, поверья, мифы, заклинания, которые воспроизводят характерный для той или иной лин 1 Данный источник отражает скорее универсальное мировидение, чем национальное. 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz