Рычкова, Т. А. Номинация ритуальных действий в русском языке : [монография] / Т. А. Рычкова ; Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 94 с.
включает план выражения, план содержания и «прагмему», то есть саму реалию [Гак 1998: 142]. К области культурологии относится термин культурологические ла куны (от лат. lacuna - пробел) - это «пробелы», «пустоты» в познании, «противоречия» и «темные места» в тексте, коммуникации. С.И. Влахов и С.П. Флорин под термином «лакуны» подразумевают реалии как особую категорию средств выражения, то есть «слова и словосочетания, называю щие объекты, характерные для жизни (быта, культуры, социального и ис торического развития) одного народа и чуждые другому, которые, будучи носителями национального и/или исторического колорита, не имеют точ ных соответствий в другом языке» [Влахов, Флорин 1986: 55]. В настоящее время существует несколько направлений в понимании концепта : когнитивное, лингвокультурное, логико-лингвистическое, культурологическое. Сторонники когнитивного подхода исследуют формирование кон цепта, его психологическую природу и способы категоризации (напр., в качестве фрейма и его разновидностей) (А.П. Бабушкин, Д.С. Лихачёв, З.Д. Попова, И.А. Стернин и др.). Представители лингвокультурного подхода относятся к концепту как к уже сложившемуся ментальному образованию. Концепт в данном случае понимается как часть концептосферы. Исследователями анализируются наименования концептов в соответствующей концептосфере, их систем ные отношения, стилистическая дифференциация, закреплённость в лекси ческой и фразеологической семантике и паремиологии (Ю.С. Степанов, А. Вежбицкая, С.Х. Ляпин, В.И. Карасик, С.Г. Воркачев). Логико-лингвистический подход ориентирован на выявление струк туры знаний человека. Согласно этому подходу, отражение мира в созна нии человека осуществляется посредством когнитивных структур - кон цептов разных типов, разных по своей организации, содержанию, неодина ковых по способу репрезентации в голове носителя языка. Концепт являет ся глобальной мыслительной единицей, представляющей собой квант структурированного знания [Попова, Стернин 2000: 4]. Напр., по мнению А.П. Бабушкина, концепт соответствует содержанию семем одного языка и может выявляться с помощью анализа лексикографического толкования слова [Бабушкин 1996: 41]. При культурологическом подходе исследуется социальная сущность концепта (Ю.С. Степанов, В.Н. Телия, Г.Г. Слышкин). «Концепт как явле ние культуры представляет собой элемент коллективного сознания пред ставителей одной культуры, в его структуру входит все то, что и делает его фактом культуры — исходная форма (этимология), сжатая до основных признаков содержания история; современные ассоциации; оценки и т.д.» [Степанов 1997: 41]. 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz