Рычкова, Т. А. Номинация ритуальных действий в русском языке : [монография] / Т. А. Рычкова ; Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 94 с.

ГЛАВА 3. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ, НАЗЫВАЮЩИХ РИТУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Взаимосвязь языка и культуры проявляется в языке в значении язы­ ковых знаков, а также в явлениях культуры [Иванищева 2007; Маслова 2001; Мурзин 1996; Нещименко 1994; Тарасов 1994; Телия 1996]. Лингвис­ тический аспект изучения словосочетаний, называющих ритуальные дей­ ствия, предполагает анализ языковых единиц, особенностей их семантики и грамматики. Лингвокультурологический аспект ориентирован на иссле­ дование единиц культурных традиций с помощью языковых реалий, за­ крепленных в памяти народа [Леонова 2003: 7], в данной работе - ритуаль­ ных действий и их отображения в языке. Лингвокультурологический аспект исследования словосочетаний, называющих ритуальные действия, позволяет представить особенности, уникальность и самобытность рассматриваемых единиц и в языке, и в культуре, что связано с тем, что лингвокультурология является синтези­ рующей наукой, опирающейся на данные лингвистики, культурологии, философии, этнографии, психологии, социологии и других наук. В настоящей работе принимается определение лингвокультурологии как комплексной научной дисциплины синтезирующего типа, изучающей взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании и отражающей этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания при помощи сис­ темных методов и с ориентацией на современные приоритеты и куль­ турные установления (система норм и общечеловеческих ценностей) [Во­ робьев 1997: 36]. Изучение взаимодействия языка и культуры, «отражения и фиксации культуры в языке и дискурсе» [Красных 2002: 15] является масштабным и многомерным процессом, представленным несколькими направлениями: этнолингвистическим, социолингвистическим, лингвострановедческим, лингвопсихологическим и др. По мнению В.М. Шаклеина, наличие нескольких течений в лингво­ культурологии, невозможность оформления ее в одно тематически ограни­ ченное научное направление из отдельных лингвокультурологических ис­ следований определяется несколькими факторами: 1) мировоззрением уче­ ного, его образованием и специализацией; 2) невозможностью объединить в одном исследовании указанные аспекты данной науки в связи с неразра­ ботанностью в науке сложного комплексного подхода; 3) масштабностью и универсальностью лингвокультурологической проблематики, включаю­ щей в себя методический аппарат и материал других, более частных и кон­ кретных дисциплин [Шаклеин 1997: 23-27]. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz