Рычкова, Т. А. Номинация ритуальных действий в русском языке : [монография] / Т. А. Рычкова ; Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 94 с.
ГЛАВА 3. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ, НАЗЫВАЮЩИХ РИТУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Взаимосвязь языка и культуры проявляется в языке в значении язы ковых знаков, а также в явлениях культуры [Иванищева 2007; Маслова 2001; Мурзин 1996; Нещименко 1994; Тарасов 1994; Телия 1996]. Лингвис тический аспект изучения словосочетаний, называющих ритуальные дей ствия, предполагает анализ языковых единиц, особенностей их семантики и грамматики. Лингвокультурологический аспект ориентирован на иссле дование единиц культурных традиций с помощью языковых реалий, за крепленных в памяти народа [Леонова 2003: 7], в данной работе - ритуаль ных действий и их отображения в языке. Лингвокультурологический аспект исследования словосочетаний, называющих ритуальные действия, позволяет представить особенности, уникальность и самобытность рассматриваемых единиц и в языке, и в культуре, что связано с тем, что лингвокультурология является синтези рующей наукой, опирающейся на данные лингвистики, культурологии, философии, этнографии, психологии, социологии и других наук. В настоящей работе принимается определение лингвокультурологии как комплексной научной дисциплины синтезирующего типа, изучающей взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании и отражающей этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания при помощи сис темных методов и с ориентацией на современные приоритеты и куль турные установления (система норм и общечеловеческих ценностей) [Во робьев 1997: 36]. Изучение взаимодействия языка и культуры, «отражения и фиксации культуры в языке и дискурсе» [Красных 2002: 15] является масштабным и многомерным процессом, представленным несколькими направлениями: этнолингвистическим, социолингвистическим, лингвострановедческим, лингвопсихологическим и др. По мнению В.М. Шаклеина, наличие нескольких течений в лингво культурологии, невозможность оформления ее в одно тематически ограни ченное научное направление из отдельных лингвокультурологических ис следований определяется несколькими факторами: 1) мировоззрением уче ного, его образованием и специализацией; 2) невозможностью объединить в одном исследовании указанные аспекты данной науки в связи с неразра ботанностью в науке сложного комплексного подхода; 3) масштабностью и универсальностью лингвокультурологической проблематики, включаю щей в себя методический аппарат и материал других, более частных и кон кретных дисциплин [Шаклеин 1997: 23-27]. 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz