Рычкова, Т. А. Номинация ритуальных действий в русском языке : [монография] / Т. А. Рычкова ; Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 94 с.
сам характер символизации: она стала менее прямой и непосредственной, чем в ритуалах древних времен [Элиаде 2002]. В отличие от ситуаций повседневных ритуальных действий, чьи ми фологические корни забыты, в ситуациях инициальных ритуальных дейст вий ощущается связь с традициями и символическая наполненность, выяв ляемая с помощью анализа внутренней формы. К.Д. Кавелин пишет о необходимости обращать внимание на внутрен нюю форму наименованиям ритуальных действий, так как это помогает по лучить дополнительную информацию о ритуальном действии, восстановить первоначальный облик и смысл обозначаемой ситуации. «Самые толкова ния, какие народ дает этим обычаям, обрядам и повериям, часто не отвечают более действительности. На первых порах они были не символом, а весьма определенным понятием или живым действием. Приходит время, когда из меняются те естественные и бытовые условия, при которых образовалось это понятие или установился этот образ действий; тогда прежнее представ ление становится освященным преданьем, поверьем, а образ действий - об рядом. Первоначальный смысл их с изменением условий нередко вполне ут рачивается, народ продолжает их придерживаться, чтить их, но уже не пони мает. Он придает постепенно этим памятникам старины значение, сообраз ное с его новым бытом. Так образуется различие между первоначальным смыслом факта и его толкованием в народе». Поэтому К.Д. Кавелин сформу лировал требование при изучении ритуальных действий искать их непосред ственный, прямой, буквальный смысл (внутреннюю форму. - Т.Р.) и пояс нил это на примере: «если невеста поет традиционные предсвадебные пес- ни-причитания, а это называется плачет по воле, то надо полагать, что раныие она действительно плакала, “эти символы были тоже в старину живой действительностью”» [словарь Брокгауза и Эфрона: т. 26, 805]. Напр., внутренняя форма словосочетаний провожать в последний путь и провожать на пенсию отсылает к понятиям пути и дороги. Наши предки образно воспринимали мир и верили, что жизнь - это путешествие по длинной дороге от рождения к смерти. До сих пор остались выражения: войти в сделку, вступить в договор, следовать советам старших, идти по следам отца, преступление (пере-ступление через закон). И если человек не следовал общепринятым обычаям, то есть уходил, сбивался с правиль ной жизненной дороги, то этого человека называли непутевым, беспутным, заблудшим. Дорога жизни делится на несколько значимых отрезков, в ка ждом из которых человек метафорически рождается, живет и умирает [Афанасьев 1995: т. I, 20]. Переход на каждый новый отрезок пути сопро вождается особыми ритуальными действиями, символизирующими смерть и возрождение, что отражено, напр., во внутренней форме выражений про водить в последний путь и проводить на пенсию. См. пример: «Проводы на пенсию —это трогательное мероприя тие. Чтобы больше никогда не видеть юбиляра , сотрудники скидываются 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz