Рычкова, Т. А. Номинация ритуальных действий в русском языке : [монография] / Т. А. Рычкова ; Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 94 с.

кальное изменение религиозного и социального статуса посвящаемого < ...> К концу испытаний неофит обретает совершенно другое существова­ ние, чем до посвящения: он становится другим» [Элиаде 2002]. Словосочетания, называющие инициальные ритуальные действия, сопровождают и обозначают важные события в биографии человека: цер­ ковное причастие, получение паспорта как свидетельство совершенноле­ тия, допуск к выборам как признание гражданской зрелости, вручение ат­ тестата зрелости и университетского диплома, заключение и расторжение брака, переход на пенсию и, конечно, два значимых изменения статуса - рождение и смерть. В последнее время интерес к подобным ритуальным действиям увеличился: стало модным следовать традициям. Вербальные обозначения славянских ритуальных действий еще не становились предметом самостоятельного исследования. Отдельные слова и выражения, имеющие отношение к ритуальным действиям инициации, исследуются в культурологическом аспекте в работах А.Н. Афанасьева [1995], А.К. Байбурина [1993],Н.Н. Велецкой [1978], Г.А. Левингтона [1988]. Словосочетания, называющие инициальные ритуальные действия, образуются способом косвенной номинации на основе метафорического переноса, при котором слова в словосочетании употребляются в перенос­ ном значении: размывать руки (при рождении) [словарь Даля: т. IV, 37], купать стариков (при достижении 60-летнего возраста) [словарь Даля: т. II, 219], проводить в последний путь (при смерти) [словарь Ушакова: т. III, 1079]. Переносное значение обуславливает устойчивость формы ис­ следуемых единиц: «причина устойчивости заключается... в том или ином сдвиге значения» [Маслов 1987]. В отличие от ситуаций повседневных ритуальных действий, чьи ми­ фологические корни уже забыты, в наименованиях инициальных ритуаль­ ных действий сохраняется связь с традициями и символическая наполнен­ ность. Исследуемые словосочетания обозначают ритуалы инициации, сравнимые с языческими ритуалами по их символическому характеру и функции стабилизации социальной структуры, категоризации индивидов, наделения их свидетельствами статусной идентичности. Обрядовый риту­ ал первоначально представлял собой священнодействие, мистический диа­ лог со сверхъестественными силами. От результата этого взаимодействия зависело благополучие общества, поэтому к исполнению ритуального дей­ ствия предъявлялось много требований: его превращали в театрализован­ ное представление со строго определенными ролями участников, исклю­ чающее свободную игру и импровизацию. Человек пребывал в убеждении, что из-за нарушения порядка ритуальных действий могут произойти ката­ строфические события, включающие гибель всего социума, что придавало вселенский смысл соблюдению ритуала. Современные исполнители риту­ альных действий обладают большей свободой выбора идентификации и возможностью отказаться от какого-либо перехода. Кроме того, изменился 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz