Рычкова, Т. А. Номинация ритуальных действий в русском языке : [монография] / Т. А. Рычкова ; Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 94 с.
кальное изменение религиозного и социального статуса посвящаемого < ...> К концу испытаний неофит обретает совершенно другое существова ние, чем до посвящения: он становится другим» [Элиаде 2002]. Словосочетания, называющие инициальные ритуальные действия, сопровождают и обозначают важные события в биографии человека: цер ковное причастие, получение паспорта как свидетельство совершенноле тия, допуск к выборам как признание гражданской зрелости, вручение ат тестата зрелости и университетского диплома, заключение и расторжение брака, переход на пенсию и, конечно, два значимых изменения статуса - рождение и смерть. В последнее время интерес к подобным ритуальным действиям увеличился: стало модным следовать традициям. Вербальные обозначения славянских ритуальных действий еще не становились предметом самостоятельного исследования. Отдельные слова и выражения, имеющие отношение к ритуальным действиям инициации, исследуются в культурологическом аспекте в работах А.Н. Афанасьева [1995], А.К. Байбурина [1993],Н.Н. Велецкой [1978], Г.А. Левингтона [1988]. Словосочетания, называющие инициальные ритуальные действия, образуются способом косвенной номинации на основе метафорического переноса, при котором слова в словосочетании употребляются в перенос ном значении: размывать руки (при рождении) [словарь Даля: т. IV, 37], купать стариков (при достижении 60-летнего возраста) [словарь Даля: т. II, 219], проводить в последний путь (при смерти) [словарь Ушакова: т. III, 1079]. Переносное значение обуславливает устойчивость формы ис следуемых единиц: «причина устойчивости заключается... в том или ином сдвиге значения» [Маслов 1987]. В отличие от ситуаций повседневных ритуальных действий, чьи ми фологические корни уже забыты, в наименованиях инициальных ритуаль ных действий сохраняется связь с традициями и символическая наполнен ность. Исследуемые словосочетания обозначают ритуалы инициации, сравнимые с языческими ритуалами по их символическому характеру и функции стабилизации социальной структуры, категоризации индивидов, наделения их свидетельствами статусной идентичности. Обрядовый риту ал первоначально представлял собой священнодействие, мистический диа лог со сверхъестественными силами. От результата этого взаимодействия зависело благополучие общества, поэтому к исполнению ритуального дей ствия предъявлялось много требований: его превращали в театрализован ное представление со строго определенными ролями участников, исклю чающее свободную игру и импровизацию. Человек пребывал в убеждении, что из-за нарушения порядка ритуальных действий могут произойти ката строфические события, включающие гибель всего социума, что придавало вселенский смысл соблюдению ритуала. Современные исполнители риту альных действий обладают большей свободой выбора идентификации и возможностью отказаться от какого-либо перехода. Кроме того, изменился 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz