Рычкова, Т. А. Номинация ритуальных действий в русском языке : [монография] / Т. А. Рычкова ; Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 94 с.

ческий обычай колядования, существовавший еще до принятия православия. Появление православного названия у языческого обычая было обусловлено, видимо, стремлением церкви вытеснить языческое содержание ритуала, на­ полнив его новым, христианским содержанием [Булавина 2003: 124]. См. примеры: (а) Славить Христа - обычай в дни Рождества Хри­ стова: духовенство ходит с крестом по прихожанам; мальчики ходят со звездою, колядуют,поэт песни, славки, прославляя Христа, поздравляя хо­ зяев, это славельщики, славщики, колядовщики [словарь Даля: т. IV, 215]; (б) В продолжение святок и масленицы, Петр со своей компанией ездил в дома вельмож и богатых купцов славить Христа, везде пил, веселился и получал дары по старому русскому обыкновению (Костомаров). Приведенные примеры подтверждают связь значения словосочета­ ния славить Христа с языческими обрядами (семантический ряд «коляду­ ют», «славки» в примере (а)) и наличие культурной коннотации («по ста­ рому русскому обыкновению» в примере (б)). Аналогичным образом словосочетание крестить рот (при зевании) несмотря на наличие слова крестить обозначает не православную ситуа­ цию ритуального действия, а языческую, отражающую языческое суеверие о том, что при зевании надо креститься, чтобы беса в себя не впустить. Ср. примеры: (а) А лейтенант Вася Кологойда молчал потому, что рядом с ним сидела хлипкая старушка того вида, который называют «божьим одуванчиком», непрерывно зевала и каждый раз крестила рот, опасаясь, как бы бес-искуситель не проник в это отверстие и не погубил ее душу (Дубов); (б) Не без ума делаем... понимаем... Денис зевает и кре­ стит рот. - В прошлом году здесь сошел поезд с рельсов, - говорит сле­ дователь. — Теперь понятно, почему... (Чехов 3). Словосочетание крестить рот отражает ситуацию ритуального дей­ ствия, при которой суеверные люди при зевании крестили рот, чтобы «бес не погубил душу». Данное ритуальное действие осуждалось церковью как пережиток языческого времени, что отразилось в восприятии данного вы­ ражения: его исполнение приписывалось отсталым и неразвитым людям. Напр., в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» герой Денис сравнивает­ ся с первобытными людьми: «Денис Григорьев словно пришёл < ...> из да­ лёкого прошлого: на нём пестрядинная рубаха, которую носили крестьяне ещё в стародавнюю пору; густые, нависшие брови, нечёсаные, путаные во­ лосы напоминают человека эпохи дикости и варварства. Вид крестьянина отличался “угрюмой суровостью”, подобно древним людям» [Коровин 2001: 10]. Кроме того, «отсталость» героев и их принадлежность к доциви- лизационному, языческому миру подчеркивается контекстами: в приме­ ре (а) - тематическим рядом, в который включается словосочетание кре­ стить рот (старушка, божий одуванчик), в примере (б) —контекстом все­ го произведения (главный герой не может провести причинно-следствен­ ные связи между выкрученной им гайкой с рельсов и железнодорожными 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz