Рычкова, Т. А. Номинация ритуальных действий в русском языке : [монография] / Т. А. Рычкова ; Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 94 с.
ческий обычай колядования, существовавший еще до принятия православия. Появление православного названия у языческого обычая было обусловлено, видимо, стремлением церкви вытеснить языческое содержание ритуала, на полнив его новым, христианским содержанием [Булавина 2003: 124]. См. примеры: (а) Славить Христа - обычай в дни Рождества Хри стова: духовенство ходит с крестом по прихожанам; мальчики ходят со звездою, колядуют,поэт песни, славки, прославляя Христа, поздравляя хо зяев, это славельщики, славщики, колядовщики [словарь Даля: т. IV, 215]; (б) В продолжение святок и масленицы, Петр со своей компанией ездил в дома вельмож и богатых купцов славить Христа, везде пил, веселился и получал дары по старому русскому обыкновению (Костомаров). Приведенные примеры подтверждают связь значения словосочета ния славить Христа с языческими обрядами (семантический ряд «коляду ют», «славки» в примере (а)) и наличие культурной коннотации («по ста рому русскому обыкновению» в примере (б)). Аналогичным образом словосочетание крестить рот (при зевании) несмотря на наличие слова крестить обозначает не православную ситуа цию ритуального действия, а языческую, отражающую языческое суеверие о том, что при зевании надо креститься, чтобы беса в себя не впустить. Ср. примеры: (а) А лейтенант Вася Кологойда молчал потому, что рядом с ним сидела хлипкая старушка того вида, который называют «божьим одуванчиком», непрерывно зевала и каждый раз крестила рот, опасаясь, как бы бес-искуситель не проник в это отверстие и не погубил ее душу (Дубов); (б) Не без ума делаем... понимаем... Денис зевает и кре стит рот. - В прошлом году здесь сошел поезд с рельсов, - говорит сле дователь. — Теперь понятно, почему... (Чехов 3). Словосочетание крестить рот отражает ситуацию ритуального дей ствия, при которой суеверные люди при зевании крестили рот, чтобы «бес не погубил душу». Данное ритуальное действие осуждалось церковью как пережиток языческого времени, что отразилось в восприятии данного вы ражения: его исполнение приписывалось отсталым и неразвитым людям. Напр., в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» герой Денис сравнивает ся с первобытными людьми: «Денис Григорьев словно пришёл < ...> из да лёкого прошлого: на нём пестрядинная рубаха, которую носили крестьяне ещё в стародавнюю пору; густые, нависшие брови, нечёсаные, путаные во лосы напоминают человека эпохи дикости и варварства. Вид крестьянина отличался “угрюмой суровостью”, подобно древним людям» [Коровин 2001: 10]. Кроме того, «отсталость» героев и их принадлежность к доциви- лизационному, языческому миру подчеркивается контекстами: в приме ре (а) - тематическим рядом, в который включается словосочетание кре стить рот (старушка, божий одуванчик), в примере (б) —контекстом все го произведения (главный герой не может провести причинно-следствен ные связи между выкрученной им гайкой с рельсов и железнодорожными 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz