Рычкова, Т. А. Номинация ритуальных действий в русском языке : [монография] / Т. А. Рычкова ; Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 94 с.
монстрируют, что религия воспринимается как значимая составляющая существования социума, связанная с его идеологией, политической струк турой, экономикой, правовыми нормами, культурой» [Сергеева 2007: 7]. В языках народов, исповедующих разные религии, представлены специфиче ские выражения, обозначающие ритуальные религиозные действия. В данном исследовании рассматриваются словосочетания, обозна чающие ритуальные действия православной церкви как наиболее распро страненной на территории России. По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем, проведенном на рубеже XX и XXI вв., к православным верующим себя относит почти половина россиян. Многие люди, даже не считающие себя верующими, в той или иной мере выполняют религиозные ритуалы: красят яйца и готовят кули чи на пасху, разговляются на большие церковные праздники и т.п. Своеобразие русской церковно-религиозной лексики как самостоя тельных лингвистических единиц и в составе устойчивых выражений уже становилось предметом анализа в ряде работ [Булавина 2003; Гак 1997; Лапатухина 2000; Михайлова 2004; Оноприенко 1997 и др.], однако слово сочетания, называющие религиозные ритуальные действия, в данной рабо те впервые исследуются в лингвокультурологическом аспекте. Словосочетания, называющие религиозные ритуальные действия, как правило, имеют конкретное значение и образованы по принципу пря мой номинации, при которой оба слова употребляются в прямом значении: целовать крест [словарь Ушакова: т. IV, 1210], красить яйца [словарь Да ля: т. II, 428], совершать крестное знамение [ТС-ХХ: 255]. Словосочета ния обладают устойчивой формой (что подтверждается их фиксацией в словаре), хотя в некоторых случаях они могут иметь лексико-граммати ческие варианты: крестить рот, перекрестить рот [словарь Ушакова: т. III, 143], кропить яблоки , святить яблоки [Словарь православной цер ковной культуры: 418] и др. Вопреки распространенному мнению, что религиозно-церковный мир обладает «надкультурными признаками» [Скляревская 2001: 202], да же в православной сфере общения проявляются своеобразие и уникаль ность каждой культуры. «Православной Церкви принадлежат не только русские, но и румыны, и греки, и сербы, и болгары; и тем не менее русское Православие (как церковь и как обряд, и как дух) имеет своеобразные чер ты русскости» [Ильин 1956]. Сравнение словосочетаний, обозначающих религиозные ритуальные действия в разных языках, позволяет выделить их национально-культурные особенности. «Интересные и своеобразные се мантические трансформации имеют место при трансляции религиозных ценностей и поведенческих стереотипов из одной культуры в другую, что прямо или косвенно связано с ритуалом, так что дальнейшее изучение ри туала позволит углубить понимание процессов межкультурных отноше ний» [Лебедев 2009: 6]. 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz