Рычкова, Т. А. Номинация ритуальных действий в русском языке : [монография] / Т. А. Рычкова ; Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 94 с.
Большинство словосочетаний, обозначающих общественно-полити ческие ритуальные действия, обладают универсальным денотативным и национально-маркированным коннотативным значениями1, как, напр., вы ражение песочить на собрании. См. пример: Кто-то поставил старую магнитофонную запись. Это был московский шлягер конца пятидесятых, домашняя смешная переделка: Москва, Калуга, Лос-Анжелос Объединились в один колхоз... О Сан-Луи, сто второй этаж, Там русский Ваня лабает джаз... Какая же это была древняя и милая музыка, все ей улыбались, и американцы, и русские, но русским она дороже стоила, эта музыка, - за нее когда-то песочили на собраниях, выгоняли из школ и институтов. Файка пыталась своему кавалеру это объяснить, но никаких слов на это не хватало. Да и как это объяснить, когда все грустно-грустно, а вдруг такая сладкая радость немножко проливается или, наоборот, такое ве селье, полная радость тела, а откуда ни возьмись такая печальная нота, и сердце зажимает... Вот за то и гоняли... (Улицкая). В словаре «песочить» определяется как «резко критиковать, бранить» и иллюстрируется примером частотного употребления «песочить лентяя на собрании» [словарь Ушакова: т. III, 241]. Значение данного выражения не яв ляется национально специфическим: во многих странах практикуется такая форма выговора, как критика на собраниях. Но в СССР это словосочетание обладало особой национально-культурной маркированностью, ассоцииру ясь с морально-идеологическим давлением общества, считающего себя вправе выносить на обсуждение не только производственные дела, но и личные пристрастия человека: выбор музыки, литературы для чтения, от ношения в семье и т.п. Таким образом, в русской культуре устойчивые словосочетания, на зывающие ритуальные действия и используемые в общественной и поли тической сферах общения, получили наибольшее распространение в пери од существования СССР и обладали устойчивой формой: однотипностью, стандартизированностью и наличием канцеляризмов. В семантическом ас пекте исследуемые единицы характеризовались смысловой опустошенно стью, абстрактностью значения, эвфемистичностью, а также национально- маркированным коннотативным значением. 2.2. Словосочетания, называющие религиозные ритуальные действия Религия и вербально закрепленные религиозные ритуалы являются значимой частью современной жизни. «Многочисленные контексты де 1 О национально-маркированном денотативном и коннотативном значениях см. под робнее раздел 3.3. 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz