Рычкова, Т. А. Номинация ритуальных действий в русском языке : [монография] / Т. А. Рычкова ; Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 94 с.
границы и изменнически перешедшее в лагерь врагов СССР» [словарь Уша кова: т. II, 486]). На основании наличия общей семы, сферы употребления и отнесен ности к денотату «ритуальные действия» в исследуемом материале выделя ются тематические группы словосочетаний, называющих общественно-по литические, религиозные, повседневно-бытовые и инициальные ритуальные действия. Словосочетания, называющие общественно-политические и рели гиозные ритуальные действия, имеют институциональное закрепление, то есть используются (иногда и создаются) в определенных ситуациях государ ственными или социальными институтами, что проявляется в использова нии лексики определенной тематической группы. Словосочетание, называ ющие повседневно-бытовые и инициальные ритуальные действия, создают ся стихийно в процессе развития языка. Тематические группы словосоче таний, называющих общественно-политические, религиозные, повседневно бытовые и инициальные ритуальные действия, обладают рядом семантиче ских особенностей, по-разному соотносятся с обозначаемыми денотатив ными ситуациями и проявляют национально-культурную специфику. Таким образом, на основании наличия общей семы «ритуальные дей ствия», отнесенности к денотативной ситуации ритуальных действия и на личия общей сферы применения выделяются четыре тематические группы словосочетаний: словосочетания, называющие официальные ритуальные действия (общественно-политические и религиозные) и словосочетания, обозначающие неофициальные ритуальные действия (повседневные и инициальные). 2.1. Словосочетания, называющие общественно-политические ритуальные действия В общественно-политической сфере общения присутствуют выраже ния, обозначающие ритуальные действия, использующиеся формально, в качестве ритуала, а не для достижения какой-либо цели. Данные языковые единицы получают особенное распространение во времена стабильности и «застоя», маскируя отсутствие движения и рациональных целей в общест ве и политике. Характерным примером ритуализации действительности является общественная жизнь советского времени. «При (квази) религиоз ном характере советской идеологии сценарий бытового существования из начально и постоянно ритуализуется. Эта ритуализация совершается не только на словах, но и на деле - в особых практиках телесного поведения, в таких порождающих схемах движений, которые < ...> составляют прин ципиальную основу ритуала» [Богданов 2001]. Изучением особенностей ритуальной речи в советской культуре за нимались лингвисты в рамках проблемы «язык и общество» [Глебкин 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz