Рычкова, Т. А. Номинация ритуальных действий в русском языке : [монография] / Т. А. Рычкова ; Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 94 с.

границы и изменнически перешедшее в лагерь врагов СССР» [словарь Уша­ кова: т. II, 486]). На основании наличия общей семы, сферы употребления и отнесен­ ности к денотату «ритуальные действия» в исследуемом материале выделя­ ются тематические группы словосочетаний, называющих общественно-по­ литические, религиозные, повседневно-бытовые и инициальные ритуальные действия. Словосочетания, называющие общественно-политические и рели­ гиозные ритуальные действия, имеют институциональное закрепление, то есть используются (иногда и создаются) в определенных ситуациях государ­ ственными или социальными институтами, что проявляется в использова­ нии лексики определенной тематической группы. Словосочетание, называ­ ющие повседневно-бытовые и инициальные ритуальные действия, создают­ ся стихийно в процессе развития языка. Тематические группы словосоче­ таний, называющих общественно-политические, религиозные, повседневно­ бытовые и инициальные ритуальные действия, обладают рядом семантиче­ ских особенностей, по-разному соотносятся с обозначаемыми денотатив­ ными ситуациями и проявляют национально-культурную специфику. Таким образом, на основании наличия общей семы «ритуальные дей­ ствия», отнесенности к денотативной ситуации ритуальных действия и на­ личия общей сферы применения выделяются четыре тематические группы словосочетаний: словосочетания, называющие официальные ритуальные действия (общественно-политические и религиозные) и словосочетания, обозначающие неофициальные ритуальные действия (повседневные и инициальные). 2.1. Словосочетания, называющие общественно-политические ритуальные действия В общественно-политической сфере общения присутствуют выраже­ ния, обозначающие ритуальные действия, использующиеся формально, в качестве ритуала, а не для достижения какой-либо цели. Данные языковые единицы получают особенное распространение во времена стабильности и «застоя», маскируя отсутствие движения и рациональных целей в общест­ ве и политике. Характерным примером ритуализации действительности является общественная жизнь советского времени. «При (квази) религиоз­ ном характере советской идеологии сценарий бытового существования из­ начально и постоянно ритуализуется. Эта ритуализация совершается не только на словах, но и на деле - в особых практиках телесного поведения, в таких порождающих схемах движений, которые < ...> составляют прин­ ципиальную основу ритуала» [Богданов 2001]. Изучением особенностей ритуальной речи в советской культуре за­ нимались лингвисты в рамках проблемы «язык и общество» [Глебкин 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz