Рычкова, Т. А. Тенденции развития Мурманской прессы / Т. А. Рычкова // Медиакоммуникации в современном мире: средства массовой коммуникации в цифровую эпоху : материалы международной научно- практической конференции, 13-15 дек. 2016 г. / Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2017. - С. 8-14.

Альтернативой официозным и корпоративным газетам видятся част­ ные коммерческие СМИ, получающие доход от рекламодателя и своего читателя. Предполагается, что в отличие от первой группы такие издания должны чутко реагировать на изменения рынка и запросы читателей. В Мурманской области, начиная с 1990-х гг., появлялось и исчезало огром­ ное количество частных газет и журналов, пытавшихся стать прибыльны­ ми и популярными. Но большинство из них существовали недолго, неко­ торые - несколько месяцев, другие - несколько лет. Даже старейшая газета Мурманской области «Полярная правда» дважды закрывалась в последние 15 лет. В настоящий момент она принадлежит мурманскому предпринима­ телю Н. Пальченко и не является прибыльной, то есть количество вклады­ ваемых в нее денег больше, чем получаемая выгода. В данный момент в Мурманской области есть только одно не рек­ ламное самоокупаемое частное издание с долгой историей - апатитская га­ зета «Дважды два». Она существует уже 25 лет и обеспечивается исключи­ тельно за счет продажи тиража и рекламы. Этот пример исключителен для нашей области. Работа редакции вызывает большое уважение, хотя один из учредителей Игорь Дылев все же сомневается в том, что газету можно на­ звать успешной. «Что считать успешным? В нашем положении: живы - уже успех. Хотя десять-пятнадцать лет назад денег мы зарабатывали го­ раздо больше...»1. Таким образом, в Мурманской области очень сложно функциониро­ вать печатному не рекламному изданию на условиях если не получения прибыли, то хотя бы самоокупаемости. Пока это удалось всего одной газе­ те, и эти данные свидетельствуют о неблагоприятных перспективах разви­ тия подобных газет в нашем регионе. И наконец, третью группы стабильно издающихся печатных СМИ составляют рекламные и рекламно-информационные издания. Рекламно-информационные печатные периодические издания - это издания, содержащие изложенные в привлекающей внимание форме све­ дения об изделиях, услугах и мероприятиях с целью создания спроса на них. Реклама составляет больше 40% от числа материалов номера. Рекламные издания появились в Мурманской области с конца 1990-х гг., обычно включали в себя телепрограмму, частные объявления и рекламу. До появления интернета эти издания были достаточно популярны и даже продавались в розницу. Например, газета «Все объявления» актив­ но распространялась в киосках. Но с появлением в сети Интернет бесплат­ ных групп объявлений и утратой интереса к телепрограммам эти издания стали распространятся исключительно бесплатно. Примером служит газета «Ва-банк», которую бесплатно кидают в каждый почтовый ящик г. Мур­ манска. Рекламодатели охотно взаимодействуют с ней, так как знают, что 1 Информация получена в частной переписке с И. Дылевым. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz