Рычкова, Т. А. Тенденции развития Мурманской прессы / Т. А. Рычкова // Медиакоммуникации в современном мире: средства массовой коммуникации в цифровую эпоху : материалы международной научно- практической конференции, 13-15 дек. 2016 г. / Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2017. - С. 8-14.

рактеристики: «люди пенсионного возраста» (46%), а на второе, с большим отрывом, «сельские жители» (17%), «многоплановая, разносоставная ауди­ тория» (16%) и далее - «неплатежеспособная» (9%)'. Анализ областной и городских газет Мурманской области и интер- вьирование их редакторов, которые проводили студенты МАГУ, привели к похожим результатам: газеты достаточно консервативны по форме и со­ держанию и в качестве целевой аудитории определяют людей среднего и пожилого возраста. К первой группе газет, имеющих внешний, независимый от аудито­ рии и рекламодателей источник дохода, относятся корпоративные издания крупных предприятий и организаций Мурманской области, например, га­ зета «На страже Заполярья» Министерства обороны РФ (с 1937 г.), «Арк­ тическая звезда» Мурманского морского пароходства (с 1932 г.). Эти газе­ ты вообще не приносят коммерческой прибыли, не размещают стороннюю рекламу и распространяются бесплатно в рамках подведомственных учре­ ждений. Данные СМИ, в силу их корпоративного характера, в основном ориентируются не на запросы аудитории, а на запросы руководства. Таким образом, главным недостатком всех вышеперечисленных СМИ является их оторванность от аудитории. Контакт с читателем под­ держивается слабо, например, у газеты «На страже Заполярья» лишь пол­ года назад появилась страница в социальных сетях, а сайта нет до сих пор. Обратной связи практически нет вообще, ориентация при формировании контента идет исключительно на собственника. Но дело в том, что поколение, приученное к такой газете, не вечно. Даже несмотря на стабильную финансовую позицию, газета будет терять своего читателя и становится непопулярной. Нового, современного чита­ теля, по мнению Л.Л. Реснянской, могут привлечь издания с интеллекту­ альным наполнением, открытые для публичных обсуждений смысловых вопросов. Они должны иметь особую стилистику общения, основанную на субъектно-субъектных отношениях коммуникатора/журналиста и читате­ лей, настроенных на получение качественной (достоверной) информации; включать в повестку дня общезначимые проблемы, с их последующим всесторонним рассмотрением; применять аналитический подход к полити­ ческому, социально-экономическому процессам, событиям культурной жизни. Общение в СМИ должно быть принципиально диалогично. Мен­ торство и пропаганда в наше время недопустимы. Позиционность не ис­ ключается, но должна существовать только в контексте аргументации за­ нимаемых позиций2. Большинство этих параметров не применимо к выше­ перечисленным мурманским СМИ, что может стать причиной потери чи­ тателя в будущем. 1 Типология периодической печати: учебное пособие / М.Е. Аникина и др. М., 2009. С. 58. 2 Там же. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz