Рычкова, Т. А. Тенденции развития Мурманской прессы / Т. А. Рычкова // Медиакоммуникации в современном мире: средства массовой коммуникации в цифровую эпоху : материалы международной научно- практической конференции, 13-15 дек. 2016 г. / Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2017. - С. 8-14.

Особенно остро кризис в журналистике сказался на региональных СМИ ввиду разных причин: более низкого уровня достатка читателей, меньшего количества населения - потенциальной аудитории, большего влияния местных властей на СМИ и, следовательно, недоверия населения к официозным газетам и тому подобных проблемам. В данной статье будут проанализированы наиболее успешные печат­ ные СМИ Мурманской области1. Успешными в данной статье считаются издания, больше десяти лет существующие на информационном рынке и, соответственно, сумевшие пережить кризисные явления этих лет. Надеем­ ся, что данный анализ поможет выявить основные тенденции развития пе­ чатных СМИ в нашем регионе и определить необходимые составляющие для их дальнейшего развития. Основную часть стабильно существующих печатных СМИ Мурман­ ской области составляют издания, имеющие независимый от аудитории и рекламодателей источник дохода. Существование таких газет и журналов частично или полностью оплачивается учредителем. К этой группе относятся областная газета «Мурманский вестник» (с 1991 г.), издаваемая Мурманским Правительством и Думой, а также го­ родские газеты «Вечерний Мурманск» (с 1991 г.), «Кольское слово» (с 1933 г.), «Мончегорский рабочий» (с 1935 г.), «Кировский рабочий» (с 1935 г.) и т.п., чьими учредителями являются муниципальные органы исполнительной и законодательной власти. Данные газеты распространяются по подписке и в розницу, стоят не­ дорого, включают небольшое количество рекламы. У них низкая рента­ бельность, и они вряд ли смогли бы существовать без финансирования уч­ редителей. Исследователи Л.Л. Реснянская и О.А. Воронова отмечают следую­ щие особенности подобных (местных правительственных) газет. Если собственником издания выступает структура государственной власти, то миссия издания в значительной степени оказывается сопряжена с пропагандой, разъяснением ее деятельности; содержание составляют официальные новости, информирование о позициях государственных ин­ ститутов по актуальным проблемам, социальная тематика (льготы, пенсии, сбережения, социальное и медицинское обслуживание, детские и другие пособия, проблемы выживания) и бытовая (вопросы благоустройства го­ рода, района, деревни, микрорайона). Местная газета стремится оставаться газетой влияния. Она, как пра­ вило, консервативна и рассчитывает на свою аудиторию, которую форми­ ровала многие годы. По данным исследования, проведенном в МГУ в 2009 г., редакторы местных газет, отвечая на вопрос «В чем особенности аудитории вашего издания?», на первое место поставили возрастные ха­ 1 В статье не рассматриваются издания, работающие по франшизе. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz