Рыбин, Ю. В. К вопросу о гибели Бориса Сафонова // Гангут : научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения / Рос. гос. арх. воен.-мор. флота. – Санкт-Петербург, 2017. - № 97. – С. 51-68 : фот.
К ВОПРОСУ О ГИБЕЛИ БОРИСА САФОНОВА Ю.В. Рыбин Без преувеличения можно сказать, что среди советских летчиков североморский ас Бо рис Феоктистович Сафонов, прославившийся в самый тяжелый период Великой Отечественной войны и один из первых заслуженно награжденный в годы войны второй медалью Героя Совет ского Союза, обладает самой многочисленной и обширной историографией. Казалось бы, что мы располагаем всеми исчерпывающими свидетельствами о всех пе рипетиях боевой деятельности первого аса Заполярья. Но если задаться целью и перечитать хо тя бы некоторую часть этих книг и воспоминаний, то уже вскоре у каждого серьезно изучающе го боевую деятельность Бориса Сафонова невольно возникнут сомнения в их достоверности, так как одни и те же события, описанные в этих многочисленных трудах, очень сильно разнятся друг от друга. И невольно приходишь к грустному выводу, что все эти многочисленные «документаль ные повести» и воспоминания «очевидцев», написанные в лучших традициях советского вре мени, далеки от правдивого изложения боевого пути североморского аса. Особенно много противоречивого в биографии легендарного летчика связано с его ги белью 30-го мая 1942 г. Это и понятно - подробности последнего воздушного боя гвардии под полковника Сафонова в районе Баренцева моря во время прикрытия союзного морского конвоя PQ-16 неизвестны - картины боя никто не наблюдал, а сам он в этом бою погиб. Все известные версии его гибели строятся на двух свидетельствах: это радиосообщение Сафонова на КП ВВС Северного флота и доклад командира миноносца «Сокрушительный», с которого якобы видели падение самолета Бориса Сафонова в воду. Что касается первого свидетельства - отрывочные доклады Бориса Сафонова по радио, то они в многочисленных источниках почти не противоречат друг другу. Вот, например, в бро шюре «Действия военно-воздушных сил Северного флота по обеспечению перехода конвоев союзников» говорится о том, что «Радиостанция КП полка получила от Сафонова несколько сообщений о ходе воздушного боя, из которых было ясно, что он сбил два самолета противни ка и атаковал третий. Затем от него был получен сигнал “РАКЕТА ”, что означало - иду на вынужденную посадку. На этом передачи закончились»1. В другом солидном издании - «Хро нике Великой Отечественной Войны Советского Союза на Северном морском театре», выпу щенном сразу после войны, приводятся из его доклада по радио следующие слова: «Двух руба нул. Бью третьего. Прикрой хвост, иду на вынужденную посадку, поврежден мотор» 2. Прак тически те же слова в последнем радиосообщении гвардии подполковника Сафонова приводят ся и в оперативных документах 2-го гвардейского Краснознаменного авиаполка: «Двух трах нул», через несколько секунд - «Бью третьего» и еще через несколько секунд передал - «Мотор подбит, иду на вынужденную »3. В целом смысл этих вышеприведенных свидетельств один и вполне определенный - са молет в бою получил повреждение и летчик пошел на вынужденную посадку. А вот в отношении доклада с миноносца «Сокрушительный», с мостика которого ко мандир корабля якобы рассмотрел падение самолета Сафонова в воду, не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. (Более подробно доклад командира миноносца будет проанали зирован ниже. -Ю .Р .) Тем не менее, на этих двух докладах - самого Бориса Сафонова и командира миноносца, в основном в своих работах при описании последних минут жизни Бориса Сафонова и строят свои версии его гибели большинство авторов. Так, например, в 1960 г. впервые были опублико ваны мемуары А.Г. Головко - командующего Северным флотом в годы войны. По его мнению, причиной гибели североморского аса были «технические неполадки, свойственные “киттихау- кам”», на одном из которых и совершил свой последний вылет Борис Сафонов. На сегодняш ний день это утверждение стало основной версией гибели Б.Ф. Сафонова. Да, действительно, моторам «Алиссон», стоявшим на американских истребителях Кер тисс Р-40, был очень «не по вкусу» низкоактановый и плохого качества советский авиационный 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz