Рыбин, Ю. В. Действия бомбардировочной авиации Люфтваффе на Мурманском направлении : (к изданию дневника Владимира Локтева) // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 208-214.
наши основные бомбардировочные силы на этом ТВД. Затем бомбарди ровкам подверглись - все аэродромы под Мурманском, объекты на Киров ской ж.д., а также горно-обогатительный завод в Мончегорске. Известно, что свой первый самолет легендарный североморский ас Борис Сафонов сбил 24 июня 1941 г., который являлся бомбардировщи ком. До сего времени во многих источниках говориться, что это был «фин ский Хейнкель-111». В действительности это был «Юнкерс-88» именно из этой 6-й эскадрильи 30-й бомбардировочной эскадры (На сегодняшний день известен даже его бортовой и заводской номер, а также фамилии по гибшего экипажа). В июле 1941 г. к действиям этой эскадрильи подключи лись и две других эскадрильи - 4-я и 5-я (6-я вскоре была выведена в тыл), которые активно действовали на Мурманском направлении с разными временными интервалами вплоть до конца 1942 г. Надо сказать, что именно бомбардировщики «Юнкерс-88» из 30-й эс кадры в июне 1942 г. и сожгли Мурманск. Впервые зажигательные бомбы противник применил 14-го июня 1942 г. Каждый самолет нес под фюзеля жем контейнер, в котором размещалось 620 килограммовых зажигатель ных бомб. Некоторые эти бомбочки имели любопытную особенность: бы ли случаи применения зажигательных бомб двойного действия. При ударе о препятствие происходит горение бомбы, а затем через 30-40 сек взрыв с достаточной силой, чтобы убить близко стоящего человека. Такая бомба была сделана с целью создания опасности при тушении зажигательных бомб. Для объективности замечу, что наша сторона на Северном ТВД на чала применять подобные зажигательные средства практически с самых первых дней войны, а гранулированный фосфор (другими словами напалм) на втором месяце войны. Особенно активно фосфор применяли во время сентябрьского наступления немцев на Мурманск в 41-м. Что касается бомбардировщиков «Хейнкель-111», то против Мур манска они использовались в ограниченных количествах. Точно известно, что на Мурманском направлении с августа 1941 г. по январь 1942 г. дейст вовала лишь одна эскадрилья - 1-я из состава 26-й бомбардировочной эс кадры «Львиная». Впоследствии эта эскадра поменяла свой профиль и ста ла минно-торпедной - особенно эта эскадра прославилась в налетах на морские конвои PQ-16 и PQ-18. В 1942 г. против морского порта и города «Хейнкели» уже не использовались. И последний бомбардировщик, который использовался немцами с первых и до последних дней войны на Мурманском направлении - это од номоторный пикирующий бомбардировщик Ю-87. Характерный профиль этого самолета - крыло с изломом, неубирающиеся шасси и душеразди рающий вой при пикировании буквально стал визитной карточкой фаши стской авиации в годы Второй Мировой войны. Здесь в Заполярье с пер вых дней войны действовала - IV.(Stuka)/LG 1. Она базировалась на аэро дроме Хебуктен под Киркенесом. 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz