Рыбин, Ю. В. Действия бомбардировочной авиации Люфтваффе на Мурманском направлении : (к изданию дневника Владимира Локтева) // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 208-214.

наши основные бомбардировочные силы на этом ТВД. Затем бомбарди­ ровкам подверглись - все аэродромы под Мурманском, объекты на Киров­ ской ж.д., а также горно-обогатительный завод в Мончегорске. Известно, что свой первый самолет легендарный североморский ас Борис Сафонов сбил 24 июня 1941 г., который являлся бомбардировщи­ ком. До сего времени во многих источниках говориться, что это был «фин­ ский Хейнкель-111». В действительности это был «Юнкерс-88» именно из этой 6-й эскадрильи 30-й бомбардировочной эскадры (На сегодняшний день известен даже его бортовой и заводской номер, а также фамилии по­ гибшего экипажа). В июле 1941 г. к действиям этой эскадрильи подключи­ лись и две других эскадрильи - 4-я и 5-я (6-я вскоре была выведена в тыл), которые активно действовали на Мурманском направлении с разными временными интервалами вплоть до конца 1942 г. Надо сказать, что именно бомбардировщики «Юнкерс-88» из 30-й эс­ кадры в июне 1942 г. и сожгли Мурманск. Впервые зажигательные бомбы противник применил 14-го июня 1942 г. Каждый самолет нес под фюзеля­ жем контейнер, в котором размещалось 620 килограммовых зажигатель­ ных бомб. Некоторые эти бомбочки имели любопытную особенность: бы­ ли случаи применения зажигательных бомб двойного действия. При ударе о препятствие происходит горение бомбы, а затем через 30-40 сек взрыв с достаточной силой, чтобы убить близко стоящего человека. Такая бомба была сделана с целью создания опасности при тушении зажигательных бомб. Для объективности замечу, что наша сторона на Северном ТВД на­ чала применять подобные зажигательные средства практически с самых первых дней войны, а гранулированный фосфор (другими словами напалм) на втором месяце войны. Особенно активно фосфор применяли во время сентябрьского наступления немцев на Мурманск в 41-м. Что касается бомбардировщиков «Хейнкель-111», то против Мур­ манска они использовались в ограниченных количествах. Точно известно, что на Мурманском направлении с августа 1941 г. по январь 1942 г. дейст­ вовала лишь одна эскадрилья - 1-я из состава 26-й бомбардировочной эс­ кадры «Львиная». Впоследствии эта эскадра поменяла свой профиль и ста­ ла минно-торпедной - особенно эта эскадра прославилась в налетах на морские конвои PQ-16 и PQ-18. В 1942 г. против морского порта и города «Хейнкели» уже не использовались. И последний бомбардировщик, который использовался немцами с первых и до последних дней войны на Мурманском направлении - это од­ номоторный пикирующий бомбардировщик Ю-87. Характерный профиль этого самолета - крыло с изломом, неубирающиеся шасси и душеразди­ рающий вой при пикировании буквально стал визитной карточкой фаши­ стской авиации в годы Второй Мировой войны. Здесь в Заполярье с пер­ вых дней войны действовала - IV.(Stuka)/LG 1. Она базировалась на аэро­ дроме Хебуктен под Киркенесом. 213

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz