Рыбин, Ю. В. Новые факты к биографии Б. Ф. Сафонова // II Ушаковские чтения : материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти проф. И. Ф. Ушакова, 2-4 марта 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2005. - С. 46-52

днем боевом вылете, числится ровно 20 самолетов противника, из них 2 Хе-111,9 Ю-88, 3 Ю-87, 3 Хш-126, 2 Ме-109 и 1 Ме-110. 30 мая 1942 г. североморский ас не вернулся с боевого задания. В 1960 г. были опубликованы мемуары А.Г. Головко - командующего Северным флотом в годы войны. По его мнению, причиной гибели были «технические неполадки, свойственные «киттихаукам»1, на одном из которых и совершил свой последний вылет Борис Сафонов. Это утвер­ ждение стало основной версией гибели Б.Ф. Сафонова. Но есть одно свидетельство, которое все читали, но мало кто на него обратил внима­ ния. Это доклад с миноносца «Сокрушительный», с которого заметили, как одиночный «Томагаук»2 с высоты 300-200 м на расстоянии около 30 кабельтовых от корабля перешел в отвесное пике и мгновенно зато­ нул3. Что это значит? При выходе из строя мотора у летчика всегда есть возможность со­ вершить вынужденную посадку. Довольно часто такие вынужденные посадки совершались и на поверхность воды. Даже летчики, летавшие на тяжелых штурмовиках Ил-2, совершали вынужденные посадки на воду. Напомню, у Ил-2 передняя часть фюзеляжа представляла собой цельную бронированную коробку, и, тем не менее, экипажу хватало вре­ мени, чтобы покинуть стремительно тонущий самолет. Истребитель «Киттихаук» имел довольно большую площадь плоскостей и хорошо планировал с остановившимся мотором. Это позволяло летчику даже средней квалификации без особых затруднений совершить подобную посадку. Но в данном случае самолет резко перешел в пике, а это значит, что причина заключалась не в плохой работе мотора. Самолет обычно переходит в резкое пике в 2 случаях: если нарушены органы управления или если летчик потерял сознание. А это уже говорит о том, что самолет подвергся обстрелу со стороны противника. Это мог быть оборонитель­ ный огонь воздушных стрелков с Ю-88, которых атаковал Сафонов, или он был сбит вражеским истребителем. В свое время, при работе над статьей о немецком асе Рудольфе Мюллере, в поле моего зрения попал очень любопытный документ - воспоминания командира 95 АП Анатолия Владимировича Жатькова, где в частности говорится: «Возвратившись из первого полета на задание, мы встретились с Борисом Феоктистовичем Сафоновым, о чем условились еще до моего 1Головко А.Г. Вместе с флотом. - М., 1984. - С. 102. 2 Часто американский истребитель Р-40 модификации «Е» - «Киттихаук» в наших архи­ вных документах ошибочно назывался «Томагаук» и соответствовал модификации «С», внешне отличавшийся от своей более поздней модификации компоновкой мотора и каби­ ной самолета. 3 ЦВМА. - Ф. 12. - О п . 1 .- Д . 128.- Л . 29. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz