Рыбин, Ю. В. Новые факты к биографии Б. Ф. Сафонова // II Ушаковские чтения : материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти проф. И. Ф. Ушакова, 2-4 марта 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2005. - С. 46-52
днем боевом вылете, числится ровно 20 самолетов противника, из них 2 Хе-111,9 Ю-88, 3 Ю-87, 3 Хш-126, 2 Ме-109 и 1 Ме-110. 30 мая 1942 г. североморский ас не вернулся с боевого задания. В 1960 г. были опубликованы мемуары А.Г. Головко - командующего Северным флотом в годы войны. По его мнению, причиной гибели были «технические неполадки, свойственные «киттихаукам»1, на одном из которых и совершил свой последний вылет Борис Сафонов. Это утвер ждение стало основной версией гибели Б.Ф. Сафонова. Но есть одно свидетельство, которое все читали, но мало кто на него обратил внима ния. Это доклад с миноносца «Сокрушительный», с которого заметили, как одиночный «Томагаук»2 с высоты 300-200 м на расстоянии около 30 кабельтовых от корабля перешел в отвесное пике и мгновенно зато нул3. Что это значит? При выходе из строя мотора у летчика всегда есть возможность со вершить вынужденную посадку. Довольно часто такие вынужденные посадки совершались и на поверхность воды. Даже летчики, летавшие на тяжелых штурмовиках Ил-2, совершали вынужденные посадки на воду. Напомню, у Ил-2 передняя часть фюзеляжа представляла собой цельную бронированную коробку, и, тем не менее, экипажу хватало вре мени, чтобы покинуть стремительно тонущий самолет. Истребитель «Киттихаук» имел довольно большую площадь плоскостей и хорошо планировал с остановившимся мотором. Это позволяло летчику даже средней квалификации без особых затруднений совершить подобную посадку. Но в данном случае самолет резко перешел в пике, а это значит, что причина заключалась не в плохой работе мотора. Самолет обычно переходит в резкое пике в 2 случаях: если нарушены органы управления или если летчик потерял сознание. А это уже говорит о том, что самолет подвергся обстрелу со стороны противника. Это мог быть оборонитель ный огонь воздушных стрелков с Ю-88, которых атаковал Сафонов, или он был сбит вражеским истребителем. В свое время, при работе над статьей о немецком асе Рудольфе Мюллере, в поле моего зрения попал очень любопытный документ - воспоминания командира 95 АП Анатолия Владимировича Жатькова, где в частности говорится: «Возвратившись из первого полета на задание, мы встретились с Борисом Феоктистовичем Сафоновым, о чем условились еще до моего 1Головко А.Г. Вместе с флотом. - М., 1984. - С. 102. 2 Часто американский истребитель Р-40 модификации «Е» - «Киттихаук» в наших архи вных документах ошибочно назывался «Томагаук» и соответствовал модификации «С», внешне отличавшийся от своей более поздней модификации компоновкой мотора и каби ной самолета. 3 ЦВМА. - Ф. 12. - О п . 1 .- Д . 128.- Л . 29. 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz